Швейцарские Альпы у многих ассоциируются с чистейшим воздухом, красивыми пейзажами, стадами овец, пастухами и звуком альпенгорна. Этот музыкальный инструмент – национальный символ страны. На протяжении веков его звук раздавался, когда грозила опасность, праздновались свадьбы или провожали в последний путь родных. В наши дни альпийский рог – неотъемлемая традиция летнего фестиваля пастухов в Лейкербаде.
Содержание
Что такое альпийский рог
Швейцарцы ласково называют этот духовой музыкальный инструмент «рожок», но уменьшительно-ласкательная форма по отношению к нему звучит странно.
Горн имеет длину 5 метров. Узкий у основания, он расширяется к концу, раструб при игре лежит на земле. Корпус не имеет никаких боковых отверстий, клапанов, поэтому его звуковая гамма натуральная, без смешанных, видоизмененных звуков. Отличительная особенность альпийского рога – звук ноты «фа». От натурального воспроизведения он отличается приближенностью к «фа диез», но воспроизвести его на других инструментах невозможно.
Ясное, чистое звучание горна сложно спутать с игрой на других инструментах.
Устройство инструмента
Пятиметровая труба с расширенным раструбом изготавливается из пихты. Для этого издавна отбирались только ровные деревья без сучков с диаметром одного конца не менее 3 сантиметров, а с другого – не менее 7 сантиметров. Изначально рожок не имел мундштука, вернее, он был единым целым с основанием. Но со временем насадку стали изготавливать отдельно и заменять по мере изношенности, вставляя в основание трубы.
История
Альпийский горн завезли в Швейцарию азиатские кочевые племена. Когда точно инструмент появился на просторах высокогорных долин неизвестно, но есть данные об его использовании еще в 9 веке. С помощью рожка жители узнавали о приближении врага. Существует легенда, что однажды пастух, увидев отряд вооруженных воинов, начал трубить в горн. Он не прекращал играть, пока жители его города не услышали звук и не закрыли ворота крепости. Но от напряжения его легкие не выдержали и пастух погиб.
Документально подтвержденные данные об использовании инструмента появились в 18-19 веках. В 1805 году близ городка Интерлакен организовали фестиваль, призом за победу в котором была пара овец. Для участия в нем явились лишь два человека, которые разделили между собой животных. В середине 19 века в своей «Первой симфонии» партию альпенгорна использовал Иоганн Брамс. А немного позднее швейцарский композитор Жан Дэтвилер написал концерт для альпийского рога с оркестром.
Использование альпийского горна
В начале 19 века популярность игры на рожке стала угасать, терялись навыки владения инструментом. Популярностью стало пользоваться йодль-пение – фальцетное воспроизведение горловых звуков, присущее народному творчеству жителей Швейцарии. Внимание знаменитых композиторов к чистому звучанию и натуральной звуковой гамме воскресило альпийский рог. Ференц Фаркаш и Леопольд Моцарт создали свой небольшой репертуар академической музыки для альпенгорна.
Сегодня многие воспринимают инструмент как часть традиционных шоу швейцарских фольклорных коллективов. Но нельзя недооценивать возможности инструмента. Он может звучать как сольно, так и в оркестре. Как и прежде, его звуки рассказывают о радостных, тревожных, скорбных моментах в жизни людей.
Удивительно, что альпийский рог может быть использован в разных музыкальных жанрах и стилях. Наверняка, благодаря этому инструменту можно создавать поистине великолепную музыку.
Безусловно, Жора! Спасибо за комментарий!