Точная дата появления на свет фагота не установлена, но этот музыкальный инструмент совершенно точно родом из Средневековья. Несмотря на древнее происхождение, он и сегодня популярен, является важной составляющей симфонических, духовых оркестров.
Содержание
Что такое фагот
Фагот относится к группе духовых инструментов. Его имя – итальянское, переводится, как «пучок», «узел», «вязанка дров». Внешне выглядит, как слегка изогнутая, длинная трубка, оснащенная сложной системой клапанов, двойной тростью.
Тембр фагота считается экспрессивным, обогащенным обертонами на всем диапазоне. Чаще применимы 2 регистра – нижний, средний (верхний менее востребован: ноты звучат вымученно, напряженно, гнусаво).
Длина обычного фагота -2,5 метра, вес – приблизительно 3 кг. Материал изготовления – дерево, причем не любое, а исключительно клен.
Строение фагота
Состоит конструкция из 4 основных частей:
- нижнего колена, называемого также «сапогом», «стволом»;
- малого колена;
- большого колена;
- раструба.
Конструкция является разборной. Важная часть – бокал или «эс» – изогнутая металлическая трубка, отходящая от малого колена, очертаниями напоминающая S. Поверх бокала насаживается двойная камышовая трость – элемент, служащий для извлечения звука.
Корпус оснащен большим количеством отверстий (25-30 штук): попеременно открывая, закрывая их, музыкант меняет высоту звука. Управлять всеми отверстиями невозможно: исполнитель непосредственно взаимодействует с несколькими из них, остальные приводит в действие сложный механизм.
Звучание
Звучание фагота достаточно своеобразно, поэтому инструменту не доверяют сольных партий в оркестре. Но в умеренных дозах, когда необходимо подчеркнуть нюансы произведения, он незаменим.
В низком регистре звук напоминает хрипловатое ворчание; если взять чуть выше – получится печальный, лирический мотив; высокие ноты даются инструменту с трудом, звучат немелодично.
Диапазон фагота – примерно 3,5 октавы. Каждому регистру свойственен своеобразный тембр: нижнему – резкие, насыщенные, «медные» звуки, среднему – более мягкие, певучие, округлые. Звуки верхнего регистра используются крайне редко: они приобретают носовую окраску, звучат сдавленно, сложны для исполнения.
История инструмента
Прямым предком является старинный средневековый деревянный инструмент семейства духовых – бомбарда. Будучи слишком громоздкой, сложной по строению, она доставляла сложность в использовании, ее разделили на составные части.
Перемены благотворно отразились не только на мобильности инструмента, но на его звучании: тембр стал мягче, нежнее, благозвучнее. Новая конструкция получила первоначально название «дульциано» (перевод с итальянского – «нежный»).
Первые экземпляры фаготов снабжались тремя клапанами, в XVIII веке количество клапанов возросло до пяти. XIX век – период максимальной популярности инструмента. Модель снова подверглась усовершенствованию: на корпусе появилось 11 клапанов. Фагот стал частью оркестров, знаменитые музыканты, композиторы писали произведения, исполнение которых предполагало его непосредственное участие. Среди них – А. Вивальди, В. Моцарт, Й. Гайдн.
Мастера, внесшие неоценимый вклад в совершенствование фагота – капельмейстеры по профессии К. Альмендерер, И. Геккель. В XIX веке умельцами разработана 17-клапанная модель, ставшая впоследствии основой промышленного производства.
Интересный факт: первоначально материалом служила древесина клена, эта традиция неизменна до сегодняшних дней. Считается, что изготовленный из клена фагот является лучшим по звучанию. Исключение – учебные модели музыкальных школ, сделанные из пластика.
В ХХ веке репертуар инструмента расширился: для него начали писать сольные партии, концерты, включили в состав симфонического оркестра. Сегодня, помимо классических исполнителей, его активно используют джазмены.
Разновидности фагота
Существовало 3 разновидности, но лишь один вид является востребованным современными музыкантами.
- Квартфагот. Отличался увеличенными размерами. Ноты для него писались, как для обычного фагота, но звучали квартой выше написанного.
- Квинт-фагот (фаготино). Обладал малым размером, звучал квинтой выше написанных нот.
- Контрафагот. Вариант, используемый современными меломанами.
Техника игры
Играть на фаготе непросто: музыкант задействует обе руки, все пальцы – такого не требует ни один другой оркестровый инструмент. Также потребуется работа над дыханием: чередование гаммобразных пассажей, применение разнообразных скачков, арпеджио, мелодичных фраз среднего дыхания.
ХХ век обогатил технику игры новыми приёмами:
- двойное стокатто;
- тройное стокатто;
- фрулатто;
- тремоло;
- третитоновая, четвертитоновая интонации;
- мультифоника.
В музыке появились сольные композиции, написанные специально для фаготистов.
Известные исполнители
Популярность контрфагота не так велика, как, например, фортепиано. И все же есть фаготисты, вписавшие свои имена в историю музыки, ставшие признанными мастерами игры на этом непростом инструменте. Одно из имен принадлежит нашему соотечественнику.
- В.С. Попов. Профессор, искусствовед, мастер виртуозной игры. Работал с ведущими оркестрами мира, камерными ансамблями. Воспитал следующее поколение фаготистов, добившихся выдающихся успехов. Является автором научных статей, методических указаний, посвященных игре на духовых инструментах.
- К. Тунеманн. Немецкий фаготист. Долгое время изучал игру на фортепиано, затем заинтересовался фаготом. Являлся главным фаготистом Симфонического оркестра Гамбурга. Сегодня активно преподает, ведет концертную деятельность, выступает сольно, дает мастер-классы.
- М. Туркович. Австрийский музыкант. Достиг высот мастерства, был принят в Венский симфонический оркестр. Владеет современными и старинными моделями инструмента. Преподает, гастролирует, делает записи концертов.
- Л. Шарроу. Американец, главный фаготист Чикагского, затем Питтсбургского симфонического оркестров.
Фагот – инструмент, мало известный широкой публике. Но это не делает его менее достойным внимания, скорее, наоборот: узнать о нем больше будет полезно любому ценителю музыки.
обожаю фагот за звучание , которое напоминает звук человеческого голоса, именно поэтому фагот иногда используют для имитации звука человеческого пения или разговора в музыкальных композициях.
Спасибо что поделились мнением, Алина! Всегда рады видеть Вас на нашем сайте!