Фагот

Точная дата появления на свет фагота не установлена, но этот музыкальный инструмент совершенно точно родом из Средневековья. Несмотря на древнее происхождение, он и сегодня популярен, является важной составляющей симфонических, духовых оркестров.

Что такое фагот

Фагот относится к группе духовых инструментов. Его имя – итальянское, переводится, как «пучок», «узел», «вязанка дров». Внешне выглядит, как слегка изогнутая, длинная трубка, оснащенная сложной системой клапанов, двойной тростью.

Музыкальный инструмент фагот

Тембр фагота считается экспрессивным, обогащенным обертонами на всем диапазоне. Чаще применимы 2 регистра – нижний, средний (верхний менее востребован: ноты звучат вымученно, напряженно, гнусаво).

Длина обычного фагота -2,5 метра, вес – приблизительно 3 кг. Материал изготовления – дерево, причем не любое, а исключительно клен.

Строение фагота

Состоит конструкция из 4 основных частей:

  • нижнего колена, называемого также «сапогом», «стволом»;
  • малого колена;
  • большого колена;
  • раструба.

Конструкция является разборной. Важная часть – бокал или «эс» — изогнутая металлическая трубка, отходящая от малого колена, очертаниями напоминающая S. Поверх бокала насаживается двойная камышовая трость – элемент, служащий для извлечения звука.

Корпус оснащен большим количеством отверстий (25-30 штук): попеременно открывая, закрывая их, музыкант меняет высоту звука. Управлять всеми отверстиями невозможно: исполнитель непосредственно взаимодействует с несколькими из них, остальные приводит в действие сложный механизм.

Инструмент фагот вблизи

Звучание

Звучание фагота достаточно своеобразно, поэтому инструменту не доверяют сольных партий в оркестре. Но в умеренных дозах, когда необходимо подчеркнуть нюансы произведения, он незаменим.

В низком регистре звук напоминает хрипловатое ворчание; если взять чуть выше – получится печальный, лирический мотив; высокие ноты даются инструменту с трудом, звучат немелодично.

Диапазон фагота – примерно 3,5 октавы. Каждому регистру свойственен своеобразный тембр: нижнему – резкие, насыщенные, «медные» звуки, среднему – более мягкие, певучие, округлые. Звуки верхнего регистра используются крайне редко: они приобретают носовую окраску, звучат сдавленно, сложны для исполнения.

История инструмента

Прямым предком является старинный средневековый деревянный инструмент семейства духовых – бомбарда. Будучи слишком громоздкой, сложной по строению, она доставляла сложность в использовании, ее разделили на составные части.

Перемены благотворно отразились не только на мобильности инструмента, но на его звучании: тембр стал мягче, нежнее, благозвучнее. Новая конструкция получила первоначально название «дульциано» (перевод с итальянского – «нежный»).

Фагот в футляре

Первые экземпляры фаготов снабжались тремя клапанами, в XVIII веке количество клапанов возросло до пяти. XIX век – период максимальной популярности инструмента. Модель снова подверглась усовершенствованию: на корпусе появилось 11 клапанов. Фагот стал частью оркестров, знаменитые музыканты, композиторы писали произведения, исполнение которых предполагало его непосредственное участие. Среди них – А. Вивальди, В. Моцарт, Й. Гайдн.

Мастера, внесшие неоценимый вклад в совершенствование фагота – капельмейстеры по профессии К. Альмендерер, И. Геккель. В XIX веке умельцами разработана 17-клапанная модель, ставшая впоследствии основой промышленного производства.

Интересный факт: первоначально материалом служила древесина клена, эта традиция неизменна до сегодняшних дней. Считается, что изготовленный из клена фагот является лучшим по звучанию. Исключение – учебные модели музыкальных школ, сделанные из пластика.

В ХХ веке репертуар инструмента расширился: для него начали писать сольные партии, концерты, включили в состав симфонического оркестра. Сегодня, помимо классических исполнителей, его активно используют джазмены.

Разновидности фагота

Существовало 3 разновидности, но лишь один вид является востребованным современными музыкантами.

  1. Квартфагот. Отличался увеличенными размерами. Ноты для него писались, как для обычного фагота, но звучали квартой выше написанного.
  2. Квинт-фагот (фаготино). Обладал малым размером, звучал квинтой выше написанных нот.
  3. Контрафагот. Вариант, используемый современными меломанами.
Контрафагот
Контрафагот

Техника игры

Играть на фаготе непросто: музыкант задействует обе руки, все пальцы – такого не требует ни один другой оркестровый инструмент. Также потребуется работа над дыханием: чередование гаммобразных пассажей, применение разнообразных скачков, арпеджио, мелодичных фраз среднего дыхания.

ХХ век обогатил технику игры новыми приёмами:

  • двойное стокатто;
  • тройное стокатто;
  • фрулатто;
  • тремоло;
  • третитоновая, четвертитоновая интонации;
  • мультифоника.

В музыке появились сольные композиции, написанные специально для фаготистов.

Игра на фаготе

Известные исполнители

Популярность контрфагота не так велика, как, например, фортепиано. И все же есть фаготисты, вписавшие свои имена в историю музыки, ставшие признанными мастерами игры на этом непростом инструменте. Одно из имен принадлежит нашему соотечественнику.

  1. В.С. Попов. Профессор, искусствовед, мастер виртуозной игры. Работал с ведущими оркестрами мира, камерными ансамблями. Воспитал следующее поколение фаготистов, добившихся выдающихся успехов. Является автором научных статей, методических указаний, посвященных игре на духовых инструментах.
  2. К. Тунеманн. Немецкий фаготист. Долгое время изучал игру на фортепиано, затем заинтересовался фаготом. Являлся главным фаготистом Симфонического оркестра Гамбурга. Сегодня активно преподает, ведет концертную деятельность, выступает сольно, дает мастер-классы.
  3. М. Туркович. Австрийский музыкант. Достиг высот мастерства, был принят в Венский симфонический оркестр. Владеет современными и старинными моделями инструмента. Преподает, гастролирует, делает записи концертов.
  4. Л. Шарроу. Американец, главный фаготист Чикагского, затем Питтсбургского симфонического оркестров.

Фагот – инструмент, мало известный широкой публике. Но это не делает его менее достойным внимания, скорее, наоборот: узнать о нем больше будет полезно любому ценителю музыки.

Ссылка на основную публикацию