Флейта Пана (панфлейта)

Панфлейта или флейта Пана – музыкальный инструмент, традиционно изготавливаемый из дерева. Современные образцы иногда делают из бамбука, металла, пластика, стекла. Представляет собой скрепленные трубочки разной длины. От их количества зависит тембр, высота звучания флейты. Встречаются панфлейты с числом трубочек от 3 до 29.

История происхождения

Самой древней формой флейты был свисток. Этот самодельный простейший музыкальный инструмент использовали все: и ребята, свистящие кто во что горазд, и пастухи, подающие команды собакам. Развлекаясь на досуге, они сочиняли элементарные мелодии. Постепенно свистки совершенствовались, модифицировались и до сегодняшнего дня остаются популярным традиционным музыкальным инструментом.

Образцы панфлейт (2-трубковых и более) находили при раскопках в Древней Греции и Древнем Египте. Найденные экземпляры датируются примерно 5000 годом до н.э. Обе древнейшие цивилизации оспаривают право называться первооткрывателями флейты, но само название «флейта Пана» известно из мифов древних греков, которые дошли до наших времен вместе с замечательной музыкой.

Музыкальный инструмент панфлейта

Древняя легенда

Удивительная легенда о Пане и флейте рассказывает о появлении музыкального инструмента. Этому повествованию сотни лет, но, услышав его, никто не остается равнодушным.

В давние времена покровитель природы, пастбищ и пастухов бог Пан заботился о благополучии вверенного ему земного благоденствия. Пан был хорошим хозяином: все цвело, плодилось, дело спорилось. Одна беда – бог был некрасив собой. Но юноша не очень переживал из-за этого, имел веселый, задорный нрав. Так продолжалось до тех пор, пока молодого бога, ради смеха, не поразил стрелой бог любви Эрос. В тот же день Пан повстречал в лесу нимфу по имени Сиринкс и потерял голову. Но красавица, увидев перед собой бородатое, рогатое чудовище с копытами, как у козла, испугалась и бросилась бежать. Дорогу ей преградила река, и Пан обрадовался: вот-вот ему удастся догнать беглянку, но вместо нимфы в руках оказался пучок тростника. Долго стоял над водой опечаленный Пан, не понимая, куда делась девушка, и тут услышал мелодию. Она звучала голосом Сиринкс. Понял влюбленный бог, что река превратила ее в тростник, срезал несколько стеблей, скрепил и сделал флейту, которая звучала сладким голосом возлюбленной.

Легенда о боге Пане и флейте

Устройство панфлейты

Инструмент представляет собой несколько полых трубок разной длины. С одной стороны они закрыты. Каждая флейта настраивается индивидуально: длина трубки регулируется при помощи заглушки с другого конца. Современные мастера пользуются для этой цели воском. Также существуют заглушки из резины, пробкового дерева — в таких случаях высоту нот можно менять многократно. А вот индейцы Южной Америки поступали проще: закрывали отверстия кукурузными зернами или камешками.

Как и голос человека, панфлейты различаются по тембру:

  • сопрано;
  • альт;
  • тенор;
  • контрабас;
  • субконтрабас.

Одним из немногих недостатков флейты называют ограниченный диапазон звучания. Некоторые флейты играют в трех октавах, некоторые издают 15 звуков. Это зависит от количества трубок и мастерства музыканта.

Игра на флейте Пана

Виды инструмента

Флейта Пана стала образцом для изготовления других разновидностей подобных инструментов. Они различаются по типу соединения трубок:

Скрепленные трубки:

  • най – молдавская и румынская многоствольная флейта;
  • сампонья – инструмент жителей Центральных Анд с 1 или 2 рядами трубок;
  • свирель – такое название употребляют в Украине;
  • сику – флейта индейцев, живущих в Южной Америке;
  • ларчеми, соинари – западно-грузинская флейта пастухов.

Панфлейты, трубки в которых не скреплены:

  • куима чипсан – инструмент коми-пермяков и коми-зырян;
  • скудучай – литовская разновидность;
  • кугиклы – русский инструмент.

Панфлейта каждой народности имеет разную длину, количество трубок, способ крепления, материал изготовления.

Как сделать панфлейту самому

Устройство, представляющее собой набор дудочек, смастерить просто. Весь процесс происходит в несколько этапов:

  1. В октябре собирают материал – тростник или камыш. Срезают его ножом, защитив руки перчатками: тростниковые листья имеют свойство резаться. Прямо на берегу занимаются очисткой от сухостоя.
  2. Производится качественная просушка в естественных условиях (не феном и не на батарее) в течение 5-10 дней.
  3. Тростник аккуратно пилят по коленцам.
  4. Между коленцами есть мембранные перегородки – их удаляют тонким ножом или гвоздем.
  5. Ровной тонкой палочкой меньшего диаметра освобождают полость от мякоти.
  6. Первую трубочку делают самой длинной. После нее отмечают остальные, уменьшая каждую на ширину большого пальца.
  7. Далее шлифуют каждую дудочку, чтобы она была ровная. На этом этапе уже можно попробовать каждую на звучание: снизу пальцем закрывают отверстие, сверху дуют.
  8. Осуществляется соединение трубок. Народный способ: каждую пару связывают отдельно, а потом связывают все вместе нитью, потом по бокам половинками трубочек, расщепленными вдоль. Можно использовать холодную сварку или горячий пистолет, но это снижает качество звука.
  9. Нижние дырочки закрывают пластилином.

Изготовление флейты Пана

Как научиться играть

Чтобы овладеть инструментом, нужно понимать специфику игры. Панфлейта сочетает в себе свойства губной гармошки и органа. Чтобы она зазвучала, нужно чтобы воздушный поток, вдуваемый в открытый конец трубочки, начал вибрировать. Высота звука зависит от длины трубки: чем трубка короче, тем выше звук. При игре дуют диафрагмой: тон звука зависит от прилагаемой силы.

Учиться играть на флейте Пана – занятие долгое, трудоемкое. Но для игры на любительском уровне достаточно применить простую методику:

  1. Нужно правильно поставить тело – стать или сесть с ровной, но расслабленной спиной.
  2. Длинную сторону берут правой рукой. Инструмент располагается параллельно телу, изгибом от играющего.
  3. Руки расслаблены, чтобы легко перемещаться к нижним трубкам.
  4. Есть у музыкантов слово «амбушюр» — позиция губ. Делают легкую улыбку. Слегка раздвигают губы, дуют, как в бутылку. Во время взятия высоких нот губы сжимают более плотно, а низкие ноты берут с расслабленными губами.

Музыканты раскрывают некоторые секреты, овладев которыми, можно придать мелодии более изысканное звучание. Например, чтобы придать тембр, языком делают движения, как при произношении согласных «д», «т».

Для самого примитивного музицирования нумеруют трубки, находят схемы, специально составленные опытными флейтистами, и учатся: «Mary Had a Little Lamb», играя в дудочки под номерам: 3, 2, 1, 2, 3, 3, 3, 2, 2, 2, 3, 5, 5, 3, 2, 1, 2, 3, 3, 3, 3, 2, 2, 3, 2, 1.

Сказочное, легкое, воздушное звучание навевает воспоминания о чем-то далеком. А если мелодию исполняют ансамбли, привнося национальный колорит, то задумаешься: может, и хорошо, что Пан не догнал нимфу, ведь, благодаря этому мы имеем возможность наслаждаться красивой волшебной музыкой.

Ссылка на основную публикацию