Губная гармошка – духовой язычковый музыкальный инструмент, который многие помнят еще с детства. Он характерен рокочущим металлическим звуком, что сделало его популярным в следующих жанрах: блюз, джаз, кантри, рок и национальная музыка. Губная гармоника оказала серьезное влияние на эти жанры еще в начале 20 века, при этом многие музыканты продолжают играть на ней и сегодня.
Есть несколько видов губных гармошек: хроматические, диатонические, октавные, тремоло, басовые, оркестровые и так далее. Инструмент компактен, продается по доступной цене и на нем реально самостоятельно научиться играть.
Содержание
Устройство и принцип работы
Для извлечения звуков из инструмента выдувают или втягивают воздух через его отверстия. Играющий на гармонике меняет положение и форму губ, языка, вдыхает и выдыхает меняя силу и частоту – как результат меняется и звучание. Обычно над отверстиями стоит цифра, например, на диатонических моделях от 1 до 10. Цифра обозначает ноту, и чем она ниже, тем ниже нота.
У инструмента не сложное устройство: это 2 пластинки с язычками. На верхней расположены язычки, работающие на выдохе (когда исполнитель вдувает воздух), на нижней – на вдохе (втягивает). Пластины прикреплены к корпусу, и он их скрывает снизу и сверху. Длина прорезей на пластине различается, но когда они находятся друг над другом – длина одна. Воздушный поток проходит через язычки и прорези, что приводит к вибрациям самих язычков. Именно за счет этой конструкции инструмент называют язычковым.
Струя воздуха, идущая в «тело» гармоники (или из него), вызывает вибрацию язычков. Многие по ошибке считают, что звук создается, когда язычок бьется о пластинку, но эти 2 детали не контактируют. Между прорезью и язычком имеется небольшой зазор. Во время игры создаются вибрации – язычок «падает» в прорезь, тем самым перекрывая поток струи воздуха. Таким образом звучание зависит от того, как колеблется воздушная струя.
История губной гармоники
Гармошка считается духовым органом на западный мотив. Первая компактная модель появилась в 1821 году. Ее сделал немецкий часовой мастер Христиан Фридрих Людвиг Бушман. Создатель придумал свое название «аура». Творение выглядело как металлическая пластина с 15 прорезями, которые закрывали язычки, сделанные из стали. В плане устройства инструмент больше был схож с камертоном, где ноты имели хроматический порядок расположения, а звук извлекался лишь на выдохе.
В 1826 году мастер с фамилией Рихтер изобрел гармонику, имеющую 20 язычков и 10 отверстий (вдох/выдох). Сделана она была из кедра. Он же предложит настройку, при которой применялся диатонический звукоряд (система Рихтера). Впоследствии изделия, распространенные в Европе, начали называть «Mundharmonika» (духовой орган).
В Северной Америка была своя история. Туда ее завез Маттиас Хонер в 1862 году (до этого «продвигал» на родине), который уже к 1879 выпускал около 700 тысяч гармошек в год. Широкое распространение в США инструмент получил в годы Великой депрессии и Второй мировой. Тогда гармонику привозили с собой переселенцы-южане. Хонер быстро стал известен на музыкальном рынке – его компания к 1900 году изготовила 5 миллионов гармошек, которые быстро разлетелись по Старому и Новому свету.
Разновидности губных гармошек
Опытные музыканты, виртуозно владеющие гармоникой, советуют далеко не любую модель как первую. Дело не в качестве, а в типе. Виды инструментов и чем они отличаются:
- Оркестровые. Самые редкие. В свою очередь бывают: басовые, аккордовые, с несколькими мануалами. Сложны в освоении, поэтому новичкам не подходят.
- Хроматические. Эти гармоники характерны классическим звучанием, при этом в них присутствуют все звуки звукоряда, как у фортепиано. Отличие от диатонических в присутствии полутонов (изменение звучания происходит за счет заслонки, закрывающей отверстия). Состоит из множества элементов, но на нем можно играть в любой тональности хроматического звукоряда. Сложны в освоении, применяются преимущественно в джазе, народной, классической и оркестровой музыке.
- Диатонические. Наиболее популярный подвид, на котором играют блюз и рок. Разница между диатоникой и хроматической гармоникой в том, что у первой 10 отверстий и в конкретном строе она не имеет полутонов. К примеру, строй «До» включает в себя звуки октавы – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. По строю бывают мажорными и минорными (нотная тональность).
- Октавные. Практически то же самое, что и предыдущий вид, только к каждому отверстию добавлено еще одно, и с основным оно настроено в единую октаву. То есть человек извлекая ноту слышит ее одновременно в 2 диапазонах (верхний регистр и бас). Звучит шире и богаче, с определенным шармом.
- Тремоло. Тут также на одну ноту приходится 2 отверстия, только настроены они не в октаву, а в унисон (присутствует небольшая расстройка). Во время игры музыкант чувствует пульсацию, вибрацию, что насыщает звучание, делает его фактурным.
Тем, кто хочет обучится игре на гармонике, рекомендуется выбирать диатонический тип. Их функционала хватит, чтобы обучиться всем основным приемам игры.
Техника игры
Во многом звучание зависит от того, насколько правильно поставлены руки. В левой руке держат инструмент, а правой воздействуют на воздушный поток. Ладони образуют полость, которая служит камерой для резонанса. Плотное смыкание и размыкание кистей «создает» разные звуки. Чтобы воздух двигался ровно и сильно, голова должна быть направлена прямо. Мышцы лица, языка и горла при этом расслаблены. Губную гармошку плотно обхватывают губами (слизистой частью), а не просто прислоняют ко рту.
Другой немаловажный момент – дыхание. Гармоника – тот духовой прибор, который способен выдавать звук как на вдохе, так и на выдохе. Дуть воздух или засасывать его через отверстия не нужно – техника сводится к тому, что исполнитель дышит через гармонику. То есть работает диафрагма, а не рот и щеки. Это еще называют «дышать животом», когда заполняется больший объем легких, нежели верхние части, что происходит в процессе речи. Сначала покажется, что звук тихий, но с опытом звучание станет красивее и ровнее.
В классической диатонической гармошке звуковой ряд имеет одну особенность – 3 отверстия подряд звучат едино. Поэтому сыграть аккорд легче, чем отдельную ноту. Бывает, необходимо играть именно отдельные ноты, в такой ситуации придется блокировать ближайшие отверстия губами или языком.
Зная аккорды и основные звуки несложно обучиться простым песням. Но гармоника способна куда на большее, и тут на помощь придут особые техники и приемы:
- Трель – это когда чередуются пары соседних нот.
- Глиссандо – 3 и больше нот плавно, будто скользя, переходят в общее звучание. Прием с использованием всех нот до конца называется дроп-офф.
- Тремоло – музыкант сжимает-разжимает ладони, создает вибрацию губами, за счет чего получается дрожащий звуковой эффект.
- Бэнд – исполнитель корректирует силу и направленность потока воздуха, изменяя тем самым тональность ноты.
Можно даже не знать нотной грамоты, чтобы обучиться игре, главное практиковаться. При самостоятельном обучении рекомендуется обзавестись диктофоном и метрономом. А контролировать движения поможет зеркало.
Как выбрать губную гармошку
Основные рекомендации:
- Если до этого опыта игры не было – выбирайте диатоническую гармонику.
- Строй. Многие преподаватели считают, что в качестве первого инструмента более всего подходит тональность «C» (До). Это классическое звучание, к которому в интернете можно найти немало уроков. Уже потом, освоив «базу», можно будет попробовать поиграть на моделях с другим строем. Универсальных моделей не бывает, поэтому у музыкантов в арсенале сразу несколько видов.
- Бренд. Есть мнение, что начать можно с любой гармошки, эдакой «рабочей лошадки», а уже потом купить что-то получше. На практике до покупки хорошего изделия дело не доходит, потому что человек разочаровывается после того, как поиграет на некачественной гармонике. Список хороших гармошек (фирмы): Easttop, Hohner, Seydel, Suzuki, Lee Oskar.
- Материал. В губных гармониках традиционно используется дерево, но это повод призадуматься о покупке. Да, корпус из дерева приятен на ощупь, звучание получается теплее, но стоит материалу размокнуть – приятные ощущения тут же исчезнут. Также долговечность зависит от материала язычков. Рекомендуются медные (Hohner, Suzuki) или стальные (Seydel).
- При покупке в обязательном порядке протестируйте гармошку, а именно – прослушайте каждое отверстие на вдох и выдох. Обычно в музыкальных точках для этих целей есть особые меха, если нет – продуйте сами. Посторонних тресков, хрипов и лязгов быть не должно, только чистое и легкое звучание.
Не берите дешевый инструмент, рассчитанный на детей – он не будет держать строй и на нем не получится освоить разные приемы игры.
Настройка и уход
За формирование звука в «ручном органе» отвечают язычки, прикрепленные к металлической пластине. Именно они колеблются от дыхания, меняют свое положение по отношению к пластине, как результат – меняется строй. Настраивать гармошку должны опытные музыканты или мастера, иначе есть вероятность сделать только хуже.
Сама настройка не сложная, но потребуется опыт, аккуратность, терпение и музыкальный слух. Чтобы понизить ноту нужно увеличить промежуток между кончиком язычка и пластиной. Чтобы повысить – наоборот, уменьшить зазор. Если опустить язычок ниже уровня пластины – он просто не будет издавать звука. Для контроля строя обычно пользуются тюнером.
Особый уход за гармоникой не требуется. Есть такое правило: «Играет? – Не трогай!». Вот несколько советов, как ухаживать за инструментом на примере диатонической гармошки:
- Чистка без разборки. Если корпус сделан из пластика, допускается промыть изделие под теплой водой, после чего выбить из нее всю воду. Чтобы устранить лишнюю жидкость – сильно продуйте все ноты.
- С разборкой. Если требуется полная очистка, придется снимать крышки и пластины с язычками. Чтобы потом легче было собрать – раскладывайте детали по порядку.
- Очистка корпуса. Пластик не боится воды, мыла и щетки. Деревянное изделие мыть нельзя – только протирать щеткой. Металлическую помыть можно, но после тщательно протереть и высушить, чтобы не заржавела.