Рожок

Среди многообразия музыкальных инструментов не так много найдется исконно русских. Один из них – деревянный рожок, прошедший путь от верного спутника пастухов до полноценного участника народных ансамблей, оркестров.

Что такое рожок

Рожок – русский народный инструмент, сделанный из дерева (в старину материалом служила древесина березы, клена, можжевельника). Относится к группе духовых. Ближайшие «родственники» — охотничий рог, пастушечья труба.

Музыкальный инструмент рожок

Первоначально исполнял функцию не музыкальную: служил для привлечения внимания, подачи звукового сигнала в случае опасности. Был распространен среди пастухов, сторожей, воинов. Намного позднее начал использоваться для воспроизведения танцевальных, песенных мелодий.

Диапазон рожка примерно равен октаве. Профессионалы умудряются извлекать 7-8 звуков, любителям доступно максимум 5. Звучит инструмент ярко, пронзительно.

Устройство инструмента

Предмет выглядит предельно просто: конической формы деревянная трубка, оснащенная шестью небольшими отверстиями. Поочередно закрывая отверстия, умелец извлекает звуки нужной высоты.

Верхняя, узкая часть, заканчивается мундштуком – элементом, отвечающим за извлечение звуков. Широкая нижняя часть называется раструбом. Раструб обеспечивает звуку хорошее прохождение, отвечает за яркие интонации.

Длина инструмента различная (в пределах 30-80 см).

Игра на музыкальном рожке

История происхождения

Имя создателя рожка неизвестно, как и время появления. Его изначальная функция, подача сигналов пастухами, позволяет предполагать: первыми регионами распространения рожковых инструментов были территории, занятые скотоводами, земледельцами (современные земли Польши, Чехии, Финляндии).

Развлечением рожок стал несколько столетий назад. Конусообразную конструкцию применяли при проведении обрядов, свадеб, народных гуляний.

Первые документальные упоминания в России об инструменте датированы второй половиной XVIII века. Но распространился на территории страны он гораздо раньше. В этих письменных свидетельствах уже говорится, что инструмент широко распространен на всей территории Российского государства, по большей части среди крестьянского населения.

Пастуший рожок изготавливали по тому же принципу, что и пастушеские рога: скрепляли половинки корпуса между собой берестой. Существовал однодневный вариант: пастух мастерил его из ивовой коры. Снимая ивовую кору, плотно скручивали ее по спирали, получая дудку. Одноразовой она называлась, так как звучала до тех пор, пока кора не высохнет. Задумка инструмента-однодневки принадлежала крестьянам Тульской области.

Рожок был представлен миру, как исконно русский инструмент, в XIX веке. Этот период ознаменован созданием Хора владимирских рожечников (руководитель – Н.В. Кондратьев). Первоначально ансамбль выступал в пределах собственной губернии, затем был приглашен для выступлений в столицу.

В конце XIX столетия хор Кондратьева дал концерты в Европе. Каждому выступлению сопутствовал небывалый успех. Именно тогда русский рожок прочно закрепился в ансамбле народных инструментов. В начале ХХ века репертуар владимирского хора записали на граммофонные пластинки.

Тверской рожок
Тверской

Разновидности

Классификация проводится по двум основным признакам: исполнению, региону распространения.

По исполнению

Выделяют 2 типа:

  • Ансамблевый. Сюда входят два типа рожков, противоположные друг другу размером и звучание. Минимальный по габаритам ( размером чуть более 30 см) зовется «визгунком», максимальный (размером от 70 см)– «басом». Применяются в ансамблях. Гармонично сочетаются с фортепиано, балалайкой, ударниками.
  • Сольный. Имеет средние размеры, в районе 50-60 см, носит название «полубасок». Востребован сольными исполнителями. Приличный диапазон звучания позволяет исполнять широкий репертуар музыкальных произведений.

По региону

Регионы, где распространился рожок, усовершенствовали конструкцию в соответствии с собственным фольклором. Сегодня выделяют следующие разновидности:

  • курский;
  • костромской;
  • ярославский;
  • суздальский;
  • владимирский.

Наибольшую популярность приобрел владимирский вариант – благодаря деятельности вышеописанного Хора владимирских рожечников. Именно творческая деятельность Н.В. Кондратьева послужила славе рожка, его переходу от инструмента пастухов к ансамблевой игре.

Владимирский рожок
Владимирский

Использование

Пастухи уже давно не пользуются рожками. Место этого инструмента сегодня – в русских народных ансамблях, оркестрах. Достаточно и сольных исполнителей, мастерски управляющихся со сложной в использовании конструкцией.

В программе концертов народных ансамблей, имеющих в составе рожечников, самая разнообразная музыка: лиричная, плясовая, солдатская, шуточная, свадебная.

Как играть на рожке

Играть достаточно сложно. Инструмент примитивен, извлечь из него нужный звук непросто. Понадобится серьезная практика, тренировка дыхания. Даже просто получить красивый ровный звук сразу не выйдет, потребуются месяцы подготовки.

Конструкция приспособлена к прямым звукам, без трелей, переливов. Часть виртуозов приспособилась исполнять тремоло, но это требует огромного профессионализма.

Чистота тона, громкость звука напрямую зависят от силы подачи воздуха. Звучание изменяют, поочередно зажимая расположенные на корпусе отверстия.

Технология игры схожа с флейтой.

Ссылка на основную публикацию