Ливенская гармонь (ливенка)

В России гармошка появилась в XIX веке. Завезли в 1830-е годы немецкие музыканты. Мастера из города Ливны Орловской губернии полюбили этот музыкальный инструмент, но не были довольны его одноголосым звучанием. После ряда реконструкций она стала «жемчужиной» в ряду русских гармошек, нашла отражение в произведениях великих русских писателей и поэтов Есенина, Лескова, Бунина, Паустовского.

Устройство

Главная особенность ливенской гармони – большое количество борин. Их может быть от 25 до 40, тогда как у других разновидностей не более 16 складок. При растяжении мехов длина инструмента — 2 метра, но объем воздушной камеры небольшой, поэтому и понадобилось увеличение количества борин.

Конструкция не имеет плечевых ремней. Музыкант удерживает ее, вставив большой палец правой руки в петлю на задней стенке грифа клавиатуры, а левую руку продевает в ремешок на торце левой крышки. В одном ряду правой клавиатуры устройство имеет 12-18 кнопок, а с левой стороны располагаются рычаги, которые при нажатии открывают наружные клапаны.

Музыкальный инструмент ливенская гармонь

В годы создания ливенской гармони ее уникальность была в том, что звучание не зависело растяжения меха в определенном направлении. Фактически мастера из города Ливны создали оригинальный инструмент, не имеющий аналогов в других странах.

История

В конце XIX века гармошка была эксклюзивной визитной карточкой Орловской губернии. Небольшая по размерам с длинным мехом, украшенным орнаментом, она быстро стала узнаваемой.

Изготавливался инструмент только кустарным способом и был «штучным товаром». Над одной конструкцией работали сразу несколько мастеров. Одни изготавливали корпуса и меха, другие – клапана и планки. Потом мастера-скрепщики скупали составные части и собирали гармошку. Стоила ливенка дорого. По тем временам ее стоимость приравнивалась к цене коровы.

Разновидности ливенской гармони

Перед революцией 1917 года инструмент стал невероятно популярным, за ним в Орловскую губернию приезжали люди из разных волостей. Кустари не успевали за спросом, в производство ливенской гармони включились фабрики Орловской, Тульской губернии, Петрограда, других городов. Цена на фабричную гармошку снизилась в десять раз.

С появлением более прогрессивных инструментов популярность ливенки постепенно угасала, мастера перестали передавать свои умения подрастающему поколению, а в середине прошлого столетия в Ливнах остался всего один человек, собиравший эту гармонь.

За возобновление интереса к инструменту взялся один из потомков ливенского кустаря Ивана Занина – Валентин. Он собирал по деревням старинные песни, истории, фольклор, искал сохранившиеся экземпляры оригинальных инструментов. Валентин также создал ансамбль, дававший концерты по всей стране, выступавший на радио и телевидении.

Игра на ливенке

Звукоряд

Изначально устройство было одноголосным, позднее появились двух- и трехголосные гармошки. Звукоряд не натуральный, а смешанный, закреплен в клавиатуре правой руки. Диапазон зависит от количества кнопок:

  • 12-кнопочные настраиваются в диапазоне от «ре» первой до «ля» октавы;
  • 14-кнопочные – в строе «ре» первой и «до» третьей;
  • 15-кнопочные – от «ля» малой до «ля» второй октавы.

Народ полюбил ливенку за уникальное звучание, характерное для русских напевных переливов. В басах же она звучала наподобие дудочек и рожков. Ливенка сопровождала простой люд в бедах и радостях, без нее не обходились свадьбы, похороны, проводы в армию, народные праздники и гуляния.

Ссылка на основную публикацию