Банджо

Банджо — струнный музыкальный инструмент. Относится к классу струнно-щипковых. Широко известен благодаря американской музыке.

Устройство банджо

Внешне инструмент напоминает гитару. Корпус состоит из круглого акустического барабана, к которому крепится гриф. На грифе расположен колковый механизм, удерживающий струны. На противоположном конце струны зафиксированы струнодержателем. Вокруг барабана находится стальное кольцо. Звук банджо отличается в зависимости от высоты установки кольца.

Корпус изготавливается из клена и красного дерева. Ладовые порожки на грифе выполнены из металла. Их количество варьируется в зависимости от модели.

Строение банджо

История происхождения

История американского щипкового инструмента началась в XVII веке с прибытия африканских рабов на Карибские острова. С рабами на острова попали народные инструменты с прототипом будущего банджо. Точное место происхождения прототипа неизвестно. Историками считается, что родина находится в Западной Африке.

Усовершенствованная версия народного африканского инструмента начала быстро распространяться по Северной Америке в XVIII веке. К середине XIX века было налажено массовое коммерческое производство. Первые американские банджо-музыканты учились игре у чернокожих африканских рабов. Музыкант Джоэл Суини был одним из первых учеников. Джоэл стал исполнять композиции на банджо со сцены, чем популяризировал его.

В начале XX века инструмент стал популярным в джазовых группах. С 20х годов корпус украшается росписью. Цель — эффектный внешний вид в руках музыканта на сцене. Популярность инструмента резко пошла на спад во времена Великой Депрессии. Возвращение интереса началось после Второй мировой войны. Инструмент стали использовать во всех популярных стилях музыки: джазе, роке, блюграссе, фолке, кантри, национальном ирландском жанре. Инструмент сохраняет актуальность в XXI веке.

Игра на банджо

Виды банджо

Распространены следующие виды банджо:

  • Пятиструнный. Классический вид. Обладает длинным грифом. Толщина пятой струны идентична первой, длина короче. Короткая длина позволяет тюнинговать струну выше остальных. Модель использует «повторяющийся» тип настройки. Четвертая струна звучит ниже всех, с третьей до первой звучание повышается, но выше всех звучит нижняя — пятая.
  • Четырехструнный. Количество ладовых порожков — 22. Классический строй банджо — соль. Также инструмент может использовать гитарный строй. В джазе на четырехструнных версиях играют аккордовый аккомпанемент. В других стилях встречается интенсивное исполнение техники тремоло.
  • Тенор. Гриф укорочен. Количество ладов — 17-19. Популярный строй: G2-D3-A3-E4. Широкое распространение получил в оркестре первой половины XX века. В XXI веке используется в ирландской народной музыке.
  • Шестиструнный. Имеет дополнительную басовую струну между нижней и четвертой. Строй: G4-G2-D3-G3-B3-D4. Из-за количества струн этой модели игре на банджо могут легко учиться гитаристы, без переучивания пальцевой техники.
  • Басовый. Отличается низким звучанием, на октаву ниже тенорного. Размеры корпуса больше, чтобы звучание было глубже и мощнее.
  • Банджолеле. Гибридный вид инструмента, совмещающий черты банджо и укулеле. Может выглядеть как уменьшенная копия 5 или 6-струнной оригинальной версии.
  • Банжо-мандолина. Количество струн — 8. Четыре из них сдвоенные. В остальном конструкция идентична классическим видам. Несмотря на название, полностью относится к роду банджо.

Четырехструнный банджо

Техника игры

Одной из первых техник игры на банджо был «клоу-хаммер». Заключается в ударе по первой или четырем струнам указательным и средним пальцами. Звук из толстой струны извлекается подъемом большого пальца. Так изначально играли африканцы, привезшие инструмент в США.

На 5 струнном банджо используются особые техники исполнения, называемые роллами и бурдонами. Роллы играются правой рукой. Пальцы играют последовательность из 8 нот, которые разделяются каждый такт. Бурдон — скоростное извлечение коротких восьмых нот. Играется на 5 струне. Обе техники идиоматические, и являются важной чертой блюграсса.

При игре на пятиструнной модели используются пальцы или надеваемые ногти-медиаторы. На тенорных моделях музыканты играют отдельным медиатором, извлекая полные аккорды за раз. В ирландской народной музыке медиатор извлекает отдельные ноты.

Ссылка на основную публикацию