Маракас относится к группе ударных музыкальных инструментов, так называемых идиофонов, то есть самозвучащих, не требующих для звучания дополнительных условий. Благодаря простоте способа звукоизвлечения они были первыми музыкальными инструментами в истории человечества.
Содержание
Что такое маракас
Этот инструмент условно можно назвать музыкальной погремушкой, пришедшей к нам из Латинской Америки. Он похож на детскую игрушку, издающую при потряхивании характерный шуршащий звук. Его название более правильно произносить как «марака», но в русском языке закрепился неточный перевод с испанского слова «maracas», что является обозначением инструмента во множественном числе.
Упоминания о подобных погремушках музыковеды находят в древнейших рукописях, их изображения можно увидеть, например, на мозаике из итальянского города Помпеи. Римляне называли такие инструменты кроталонами. На цветной гравюре из «Энциклопедии», изданной в XVIII веке, изображен маракас как полноправный представитель семейства ударных.
Устройство
Первоначально инструмент изготавливался из плодов дерева игуэро. Латиноамериканские индейцы брали их за основу не только для музыкальных «погремушек», но и для предметов быта, например, посуды. Шарообразный плод аккуратно вскрывали, удаляли мякоть, насыпали внутрь мелкую гальку или семена растений и приделывали с одного конца ручку, за которую его можно было держать. Количество наполнителя в разных инструментах отличалось друг от друга – это позволяло маракасам звучать по-разному. Высота звука также зависела от толщины стенок плода: чем больше толщина, тем ниже звучание.
Современные ударные «погремушки» изготовляются в основном из привычных материалов: пластмассы, пластика, акрила и т. п. Внутрь насыпаются как натуральные материалы – горох, бобы, так и искусственные – дробь, бисер и другие похожие вещества. Ручка делается съемной; это нужно для того, чтобы исполнитель мог во время концерта менять количество и качество наполнителя для изменения звучания. Встречаются инструменты, изготовленные и традиционным способом.
История происхождения
Маракасы «родились» на Антильских островах, там, где жили коренные народности – индейцы. Теперь на этой территории расположено государство Куба. В древние времена ударно-шумовые инструменты сопровождали жизнь человека от рождения до смерти: они помогали шаманам совершать обряды, сопровождали различные танцы, ритуалы.
Невольники, привезенные на Кубу, быстро научились играть на маракасах и стали использовать их в короткие минуты отдыха. Эти инструменты и в настоящее время очень распространены, особенно в странах Африки и Латинской Америки: их применяют для сопровождения различных народных танцев.
Использование
Применяются шумовые «погремушки» прежде всего в ансамблях, исполняющих латиноамериканскую музыку. Группы и коллективы, исполняющие сальсу, самбо, ча-ча-ча и другие подобные танцы, невозможно представить без ударников, играющих на маракасах. Без преувеличения можно сказать, что этот инструмент является неотъемлемым участником всей латиноамериканской культуры.
Джазовые коллективы с его помощью создают соответствующий колорит, например, в таких музыкальных жанрах, как босанова. Обычно в ансамблях используется парное количество маракасов: каждая «погремушка» настраивается по-своему, что позволяет разнообразить звучание.
Эти ударные инструменты проникли даже в классическую музыку. Первым их использовал основоположник большой итальянской оперы Гаспаре Спонтини в своем сочинении «Фернан Кортес, или Завоевание Мексики», написанном в 1809 году. Композитору потребовалось придать характерную изюминку мексиканскому танцу. Уже в XX веке маракасы ввели в партитуры такие композиторы, как Сергей Прокофьев в балете «Ромео и Джульетта», Леонард Бернстайн в Третьей симфонии, Малкольм Арнольд в маленьких сюитах для симфонического оркестра, Эдгар Варез в пьесе «Ионизация», главную роль в которой выполняет ансамбль ударных инструментов.
Региональные названия
Сейчас существует много разновидностей маракасов: от больших шаров (предком которых был глиняный горшок-трипод, используемый древними ацтеками) до маленьких погремушек, похожих на детскую игрушку. Родственные инструменты в каждом регионе называются по-своему:
- венесуэльский вариант – дадоо;
- мексиканский – соньяха;
- чилийский – уада;
- гватемальский – чинчин;
- панамский – насиси.
В Колумбии маракасы имеют три варианта названия: альфандоке, карангано и хераса, на острове Гаити – два: ассон и ча-ча, в Бразилии их называют либо бапо, либо каркаша.
Звучание «погремушек» отличается в зависимости от региона. Например, на Кубе маракас делают из металла (там он называется маруга), соответственно, звук будет более гулкий и резкий. Основное применение эти инструменты находят прежде всего в эстрадных ансамблях и коллективах, специализирующихся на народной латиноамериканской музыке.