Тарелки – музыкальная конструкция, активно задействованная в исполнении современных поп-произведений, на самом деле, являются одним из древнейших изобретений на планете. Прототипы были обнаружены на территории нынешних восточных стран (Турции, Индии, Греции, Китая, Армении), старейшая модель датирована VII в. н.э.
Содержание
Основные сведения
Музыкальный инструмент относится к категории ударных. Материал изготовления – сталь. Для чистоты звучания используются особые сплавы – их отливают, затем куют. Сегодня в ходу 4 сплава:
- колокольная бронза (олово+медь в пропорции 1:4);
- ковкая бронза (олово+медь, причем процент олова в общем сплаве составляет 8%);
- латунь (цинк+медь, доля цинка составляет 38%);
- нейзильбер (медь+никель, содержание никеля – 12%).
Звук бронзовых тарелочек звонкий, латунных – тусклый, менее яркий. Последняя категория (из нейзильбера) – находка мастеров XX века. Это не все варианты используемых сплавов, остальные просто не получили широкого распространения, профессионалы предпочитают использовать лишь 4 вышеперечисленных состава.
Тарелки – инструмент, обладающий неопределенной высотой звучания. При желании из них можно извлечь любые звуки, их высота зависит от умения музыканта, прилагаемых усилий, материала изготовления.
Современные модели имеют форму выпуклых дисков. Встречаются в составе оркестров, всевозможных музыкальных коллективов, ансамблей. Звукоизвлечение происходит путем удара по поверхности дисков специальными приспособлениями (палочками, колотушками), парные тарелочки ударяются друг о друга.
Строение тарелок
Этот ударный музыкальный инструмент имеет куполообразную форму. Верхняя выпуклая часть купола оснащена отверстием – благодаря нему тарелка крепится на стойку. Сразу у основания купола начинается так называемая «ride-зона». Райд-зона – основное тело тарелки, занимающее наибольшую поверхность.
За звукоизвлечение отвечает третья зона, приближенная к краям диска – crash-зона. Крэш-зона тоньше, чем тело тарелки, удары по ней рождают самые громкие звуки. По куполу, райд-зоне ударяют реже: первый дает звук, похожий на колокольный, вторая – ping с обертонами.
Звук тарелок зависит от трех параметров, относящихся к строению:
- Диаметр. Чем больше размер, тем сильнее извлекаемый звук. На больших концертах маленькие тарелочки потеряются, большие будут слышны в полной мере.
- Размер купола. Чем больше купол, тем больше обертонов, звонче, громче игра.
- Толщина. Широкий, громкий звук издают тяжелые, толстые модели.
История тарелок
Аналоги тарелок появились в бронзовую эпоху на территории древнего Китая, Японии, Индонезии. Конструкция походила на колокол – конусообразной формы, внизу – изгиб в виде кольца. Звучание извлекалось путем удара одного инструмента о другой.
После XIII века н.э. китайский инструмент оказался в Османской империи. Турки видоизменили внешний вид, фактически приведя тарелки к его современной интерпретации. Использовался инструмент преимущественно в военной музыке.
Европу восточная диковинка не впечатлила. Профессиональные композиторы, музыканты включали тарелки в состав оркестра, когда нужно было создать атмосферу варварского востока, передать турецкий колорит. Всего несколько великих мастеров XVIII-XIX веков писали партии, предполагавшие использование данного инструмента – Гайдн, Глюк, Берлиоз.
XX-XXI века стали расцветом для тарелок. Они являются полноправными членами оркестров, других музыкальных круп. Появляются новые модели, методы игры.
Виды
Существует несколько типов инструмента, различающихся размером, звучанием, внешним видом.
Парные тарелки
Оркестровые тарелки представлены несколькими видами, один из них – хай-хэт (Hi-hat). Две тарелки, закрепленные на одной стойке, одна против другой. Стойка оснащена ножным механизмом: воздействуя на педаль, музыкант совмещает парные инструменты, извлекая звук. Популярный диаметр хай-хэт – 13-14 дюймов.
Задумка принадлежит джазовым исполнителям: конструкция украсила барабанную установку, чтобы играющий мог попеременно управлять барабанами и извлекать звук из тарелок.
Подвесные тарелки
Данная категория включает несколько подвидов:
- Крэш (Crash). Диск подвешивается на стойку. В оркестре может быть пара моделей крэш, при ударе одной о другую извлекается мощный, широкополосный звук. Если конструкция одна, музыкант играет, используя палочку. Инструмент придает акценты музыкальному произведению, сольных партий не исполняет. Отличительные особенности – тонкий край, небольшая толщина купола, диаметр классических профессиональных моделей – 16-21 дюймов.
- Райд (Ride). Извлекаемый звук – короткий, но мощный, яркий. Цель инструмента –расставить акценты. Отличительная особенность – утолщенный край. Распространенный диаметр – 20 дюймов. Модификацией модели является sizzle – тело такого инструмента оснащено цепочками, заклепками для обогащения издаваемых шумов.
- Сплэш (Splash). Отличительные особенности – небольшие размеры, тонкое тело диска. Толщина краев примерно равна толщине купола. Диаметр модели – 12 дюймов, звук – негромкий, короткий, высокий.
- Чайна (China). Особенность – куполообразная форма, «грязный» звук, напоминающий звуки гонга. Китайская группа включает также подвиды инструмента типа swish и pang. Они похожи внешне, имеют схожее звучание.
Пальцевые тарелочки
Называются так из-за малых размеров – средний диаметр составляет всего 2 дюйма. Крепятся к пальцам руки (среднему и большому) при помощи специальных приспособлений, за что их негласно прозвали ручными тарелками. Первоначально использовались танцовщицами, исполнявшими танец живота. Родиной считается Индия, арабские страны. Сегодня применяются редко – в этнических коллективах, у рок-музыкантов.