Треугольник

Среди огромного количества ударных музыкальных инструментов треугольник – самый неприметный. Но без его звучания не обходится ни один оркестр. В разных странах мира triangolo используется веками, его участие в симфонических оркестрах способно расширить тембральные возможности, добавить яркость и колорит музыкальным произведениям.

Что такое треугольник в музыке

Инструмент относится к ударной группе. Его особенность в том, что он способен издавать звуки неопределенной высоты. Разнообразие звучания зависит от размеров, материала, из которого он изготовлен. Чаще всего это сталь.

Эксперименты с материалом позволяют расширить звуковые возможности треугольника, что делает его одним из основных инструментов в симфонической музыке.

При помощи этого представителя ударной группы воспроизводятся несложные ритмические фигуры, специальные техники игры позволяют расширить возможности оркестра, сделать более сочным даже оркестровое тутти.

Музыкальный инструмент треугольник

Устройство

Инструмент представляет собой тонкую треугольную рамку с не смыкающимся контуром. Ее изготавливают из тонкой стальной проволоки. Известны треугольники, сделанные из других металлов. Важный параметр – размер инструмента. Традиционно используется три вида: большой, малый, средний с размерами соответственно от 120 мм до 250 мм. Малый треугольник издает высокие, тонкие звуки, большой – низкие, сочные.

Грани инструмента имеют одинаковый размер. Играют на нем при помощи специальной палочки, которую музыканты называют «гвоздь». Она изготавливается из того же материала, что и сам треугольник. Во время игры исполнитель ударяет палочкой по рамке или проводит по ней. При этом значение имеет прикосновение пальцев к металлическому контуру. Так музыкант контролирует силу звука, его продолжительность, глубину вибраций.

Звучание инструмента

Звук треугольника чистый, прозрачный. Яркий тембр позволяет добиваться различных техник звучания. Значение при извлечении звука имеет не только размер инструмента и толщина его рамки. Важен диаметр сечения «гвоздя».

Игра на музыкальном треугольнике

Чтобы произвести «pianissimo», применяют палочку диаметром 2,5 мм. Ею ударяют по боковым граням. Forte получается ударами по основанию более толстым «гвоздем». Если провести по внешней стороне граней, достигается glissando. Достичь tremollo можно быстрыми, ритмичными ударами по ребрам треугольника.

Во время игры музыкант удерживает инструмент в одной руке или подвешивает на подставке. Звучание зависит от подвязки, которая крепится к треугольнику. Раньше ее изготавливали из кожи или веревок, сейчас чаще применяется леска.

История треугольника

Исторически инструмент – один из самых малоизученных. По разным сведениям впервые он мог появиться в Турции. Об этом свидетельствуют описания, датируемые XV веком. Есть и более ранние данные. В XIV столетии о нем писалось в имущественных записях городов южной Германии.

В XVIII веке железный треугольник стал частью симфонических оркестров. Примерно в это же время его звучание услышали меломаны России. Инструмент звучал не только на концертах, но и использовался войсками императрицы Елизаветы Петровны. В простонародье он стал называться «трензелем».

Венские классики внедряли звучание triangolo, чтобы передать восточные образы, обогатить звуковую палитру. Популярная тогда в операх турецкая тема реализовывалась при помощи металлического инструмента, воссоздавая музыку янычар.

Треугольник в составе оркестра

Использование инструмента

Впервые поручить треугольнику индивидуальную партию решился композитор Ф. Лист. В середине XIX века он представил миру «Концерт №1». В нем triangolo использовался не только для создания фонового ритмического рисунка. Он исполнял отдельную партию, которая открывала одну из частей произведения.

Не боялись поручить ему важную роль такие знаменитые композиторы, как Римский-Корсаков, Дюк, Штраус. Яркий тембр позволял создавать тревожные темы, выражать радость, счастье, привлекать внимание слушателя к отдельным эпизодам.

Треугольник не теряет актуальности в симфонических оркестрах и активно используется простыми людьми, далекими от мира искусства. Так в Греции он стал атрибутом празднования Рождества. Держа в руках и исполняя на нем различные вариации, гости приходят в дома близких и незнакомых людей, чтобы поздравить с любимыми зимними праздниками.

Ссылка на основную публикацию