Бандонеон

Тот, кто хоть раз слышал звуки аргентинского танго, уже никогда их ни с чем не спутает — его пронзительная, драматическая мелодия легко узнаваема и неповторима. Такое звучание она обрела благодаря бандонеону — уникальному музыкальному инструменту, имеющему свой характер и интересную историю.

Что такое бандонеон

Бандонеон – это язычково-клавишный инструмент, разновидность ручной гармоники. Несмотря на то, что он наиболее популярен в Аргентине, его происхождение – немецкое. И прежде, чем стать символом аргентинского танго и обрести свой нынешний вид, ему пришлось перетерпеть немало изменений.

Музыкальный инструмент бандонеон
Именно так выглядит инструмент

История инструмента

В 30-х годах ХIХ века в Германии появилась гармоника, имеющая квадратную форму с пятью клавишами на каждой стороне. Ее сконструировал музыкальный мастер Карл Фридрих Улиг. Посещая Вену, Улиг изучил аккордеон, и, воодушевившись им, по возвращению создал немецкую концертину. Она была улучшенной версией его квадратной гармоники.

В 40-х годах того же столетия концертина попала в руки музыканта Генриха Банды, который внес в нее уже свои изменения – последовательность извлекаемых звуков, а также расположение клавиш на клавиатуре, которое стало вертикальным. Инструмент в честь своего создателя получил название бандонеон. С 1846 года начал продаваться в магазине музыкальных инструментов Банды.

Первые модели бандонеонов были намного проще современных, они имели 44 или 56 тонов. Изначально их использовали в качестве альтернативы органу для богослужений, пока через четыре десятилетия инструмент случайно не был завезен в Аргентину – немецкий моряк поменял его то ли на бутылку виски, то ли на одежду и продовольствие.

Оказавшись на другом континенте, бандонеон обрел новую жизнь и значение. Его щемящие звуки идеально вписались в мелодию аргентинского танго – ни один инструмент не давал такого же эффекта. Первая партия бандонеонов прибыла в столицу Аргентины в конце ХIХ века, вскоре они начали звучать в танго-оркестрах.

Новая волна заинтересованности обрушилась на инструмент уже во второй половине ХХ века, благодаря всемирно известному композитору и самому яркому бандонеонисту Астору Пьяцолле. С его легкой и талантливой руки бандонеон и аргентинское танго обрели новое звучание и популярность во всем мире.

Игра на бандонеоне

Разновидности

Основное различие между бандонеонами – это количество тонов, их диапазон от 106 до 148. Наиболее распространенный 144-тоновый инструмент, который считается стандартом. Для того, чтобы научиться игре на инструменте, больше подходит бандонеон в 110 тонов.

Еще выделяют специализированные и гибридные разновидности:

  • с трубами;
  • хроматифон (с перевернутой раскладкой клавиш);
  • c-system, который похож на русскую гармошку;
  • с раскладкой, как на фортепиано, и другие.

Устройство бандонеона

Это язычковый музыкальный инструмент четырехугольной формы со скошенными краями. Он весит около пяти килограмм, размеры — 22*22*40 см. Мех бандонеона многоскладчатый и имеет два перерамка, наверху которых находятся колечки: на них крепятся концы шнурка, что поддерживает инструмент.

Клавиатура расположена в вертикальном направлении, кнопки размещены в пяти рядах. Звук извлекается благодаря колебаниям металлических язычков при прохождении воздуха, нагнетаемого мехами. Интересно то, что при смене движения меха издаются две разные ноты, то есть звуков получается вдвое больше, чем кнопок на клавиатуре.

Устройство клавиатуры бандонеона
Устройство клавиатуры

При игре руки продеваются под кистевые ремни, расположенные с двух сторон. В игре участвуют по четыре пальца обеих рук, а большой палец правой руки находится на рычаге воздушного клапана – он регулирует подачу воздуха.

Где используется инструмент

Как уже говорилось, бандонеон наиболее популярен в Аргентине, где его уже давно считают национальным инструментом – он изготавливается там на три и даже на четыре голоса. Имея немецкие корни, бандонеон популярен и в Германии, где игре на нем обучаются в кружках народной музыки.

Но благодаря своему компактному размеру, неповторимому звучанию и растущему интересу к танго, бандонеон востребован не только в этих двух странах, но и по всему миру. Он звучит соло, в ансамбле, в танго-оркестрах – слушать этот инструмент одно удовольствие. Также существует много школ и пособий для обучения.

Самые известные бандонеонисты: Анибаль Тройло, Даниель Бинелли, Хуан Хосе Мосалини и другие. Но «Великий Астор» находится на высшей ступени: чего только стоит его знаменитое «Либертанго» — пронзительная мелодия, где тоскливые ноты сменяются взрывными аккордами. Кажется, что в ней звучит сама жизнь, принуждая мечтать о невозможном и верить в исполнение этой мечты.

Ссылка на основную публикацию