Бассетгорн

Бассетгорн — деревянный музыкальный инструмент семейства духовых, является альтовой разновидностью кларнета с длинным корпусом и более низким, мягким и теплым тембром по звучанию.

Это транспонирующий инструмент — реальная высота звучания таких инструментов не совпадает с указанной в нотах, отличаясь на определенный интервал вниз или вверх.

Бассетгорн представляет собой мундштук, переходящий через трубку изогнутой формы в корпус, который заканчивается искривленным раструбом. Его диапазон ниже, чем у кларнета, доходит до ноты до малой октавы. Это достигается наличием дополнительных клапанов, которые управляются мизинцами или большими пальцами правой руки, в зависимости от страны изготовления.

Музыкальный инструмент бассетгорн

Бассетгорны 18 века имели изгибы и специальную камеру, в которой воздух несколько раз менял направление и после этого попадал в расширяющийся металлический раструб.

Один из самых первых экземпляров этого духового инструмента, о котором упоминается в источниках второй половины 18 века, — это работа мастеров Михаэля и Антона Мейрхоферов. Бассетгорн понравился музыкантам, которые стали организовывать небольшие ансамбли и исполнять популярные в то время оперные арии, переложенные специально для нового изобретения. На «родственника» кларнета обратили внимание и масоны: они использовали его во время своих месс. Своим низким глубоким тембром инструмент напоминал орган, но был гораздо проще и удобнее в использовании.

Для бассетгорна писали А. Штадлер, А. Ролла, И. Бакофен, и другие композиторы. Моцарт использовал его в нескольких произведениях — «Волшебной флейте», «Свадьбе Фигаро», знаменитом «Реквиеме» и других, однако не все были закончены. Бернард Шоу назвал инструмент «незаменимым для похорон» и считал, что если бы не Моцарт, о существовании «альтового кларнета» давно бы все уже забыли, настолько скучным и неинтересным писатель считал его звучание.

Широкое распространение бассетгорн получил в конце 18 — начале 19 веков, позднее же его перестали использовать. Инструмент нашел место в сочинениях Бетховена, Мендельсона, Данци, но в течение следующих нескольких десятилетий практически исчез. В 20 веке популярность бассетгорна стала понемногу возвращаться. Рихард Штраус выделил ему партии в своих операх «Электра» и «Кавалер розы», а в наши дни его включают в состав кларнетных ансамблей и оркестров.

Ссылка на основную публикацию