Кларнет

Сосед из известной песенки Эдиты Пьехи, играя на кларнете и трубе, скорее всего, был настоящим мультиинструменталистом. Два музыкальных инструмента, хоть и относятся к духовой группе, абсолютно разные. Первый – язычковый деревянный с клапанами, второй – мундштуковый медный с вентилями. Но большинство учеников музыкальных школ, обучающихся играть на духовых, начинают с младшего «родственника».

Что такое кларнет

Элегантный представитель семейства духовых занимает особое место в симфоническом оркестре. Обширный диапазон звучания и мягкий, благородный тембр позволяет музыкантам применять его для создания различной музыки. Специально для кларнета писали музыку Моцарт, Гершвин, Гендель. Композитор Сергей Прокофьев отвел ему самостоятельную роль кошки в симфонической сказке «Петя и волк». А Н. Римский-Корсаков применил в пастушеских наигрышах Леля в опере «Снегурочка».

Кларнет – это язычковый деревянный инструмент с одной тростью. Относится к группе духовых. Главная отличительная черта от других представителей семейства – широкие выразительные возможности, позволяющие использовать его сольно, в составе симфонических оркестров, для исполнения различной жанровой музыки: джаза, фолк, этно, классики.

Музыкальный инструмент кларнет

Устройство кларнета

Выглядит как трубка, сделанная из дерева. Длина корпуса – около 70 сантиметров. Он разборный, состоит из шести частей:

  • мундштук;
  • трость;
  • верхнее колено;
  • нижнее колено;
  • бочонок;
  • раструб.

Звук извлекается путем вдувания воздуха через изогнутый в виде ключа мундштук. В него вставляется камышовая трость. Высоту звука определяет размер столба воздуха внутри устройства. Она регулируется сложным механизмом, оснащенным системой клапанов.

Устройство кларнета

Кларнет – транспонирующий инструмент. Наиболее распространены экземпляры в строе «Си» и «Ля». Их еще называют «сопрано». Существуют и пользуются правом на звучание в оркестре другие разновидности, среди которых высоко и низко звучащие. Все вместе они составляют целое семейство.

Кларнеты высокого строя

С них начинают обучение начинающие кларнетисты. Самым первым в руках юных музыкантов оказывается инструмент в строе «До». Он звучит точно по нотам, поэтому облегчает освоение азов. Сопранино и пикколо редко доверяют сольные партии в оркестрах. В верхнем регистре они звучат вызывающе, резко с ярко выраженным визжанием. Экземпляры в строе «in C» почти не используются профессионалами.

Кларнеты низкого строя

Отличаются от перечисленных выше не только высотой звучания, но и строением, размером. Для их изготовления используются металлические детали. В отличие от альтовых, раструб и трубка у них изготавливается из металла. Она имеет изогнутую форму, как у саксофона, гнется для удобства игры. В оркестре басовый, контрабасовый и бассетгорн – самые низко звучащие виды.

Кларнет в разборе

Как звучит кларнет

Мягкое тембровое звучание – не единственное преимущество инструмента. Главная его особенность – доступность гибкого изменения динамической линии. Она варьируется от интенсивного, выразительного, до слабого, почти затухающего звука.

Диапазон обширный, он составляет почти четыре октавы. В нижнем регистре воспроизведение мрачноватое. Изменение звучания в сторону повышения раскрывает светлые, теплые тона. Верхний регистр дает возможность воспроизводить резкие, крикливые звуки.

Область выразительности настолько велика, что великий композитор В.А. Моцарт уверенно сравнивал инструмент с человеческим голосом. Драматизм, размеренное повествование, шутливое, кокетливое звучание – все подвластно этому представителю семейства духовых.

История кларнета

В XVII веке музыканты играли на шалюмо. Это национальный народный инструмент французов. Считается, что придумать кларнет мог баварец по происхождению И.К. Деннер. Он считал звучание шалюмо несовершенным, работал над улучшением его конструкции. В результате у деревянной трубки появился клапан на обратной стороне. Нажимая его большим пальцем правой руки, исполнитель переводил звучание во вторую октаву.

Кларнет И. Деннера
И.К. Деннер

Тембральные особенности были схожи с распространенной в то время клариной. Это труба обладала ясным звуком. Происхождение названия имеет южно-европейские корни. Новый инструмент назвали clarinetto – маленькая труба в переводе с итальянского. Популярностью во Франции пользовались и шалюмо, и кларина. Но более широкие возможности последней стали предпосылкой к устранению предшественника.

Сын И.К. Деннера Якоб продолжил дело отца. Он изобрел двухклапанный кларнет. Другим выдающимся мастерам второй половины XVIII века удалось усовершенствовать модели Якоба, добавив третий, четвертый и пятый клапан. Классической стала модель Ж-К. Лефевра с шестью клапанами.

На этом улучшение конструкции не окончилось. В XIX веке наметились две школы игры на clarinette. Первая половина девятнадцатого столетия ознаменовалась расцветом инструмента, который назывался немецкий кларнет. Он был оснащен кольцевыми клапанами, которые решился применить флейтист мюнхенской придворной капеллы Теобальд Бём. Усовершенствовал эту модель берлинский кларнетист Оскар Элер. Кларнет немецкой системы долгое время использовался в Европе, пока не появилась другая – французская система. Отличие одной от другой заключается в степени выразительности звучания, технологии производства мундштуков, других деталях. Французский кларнет более подходил для виртуозной игры, но имел маленькую выразительность и силу звука. Разница была и в системе клапанов.

Современные фирмы-изготовители продолжают улучшать части кларнета, используя разные материалы, расширяя характеристики множеством рессор, тяг, винтов. В России, Германии, Австрии традиционно применяется традиционная модель, основанная на немецких стандартах.

Разновидности кларнетов

Классификация инструмента очень обширна. Она определяется тональностью и тембром. Малый кларнет (пикколо) почти не применяется. В ансамбле чаще всего используется «бассет» со специфическим «жалобным» тембром. В оркестрах применяются и другие разновидности:

  • бас – редко используется сольно, чаще применяется для усиления басовых голосов;
  • контральтовый – включается в состав духовых оркестров;
  • контрабас – позволяет извлекать самые низкие ноты, самый большой из всех видов.

В военных духовых коллективах США широкое применение получили альтовые. Они имеют мощное звучание, полнозвучны, выразительны.

Семейство кларнетов

Техника игры на кларнете

По мере появления новых типов, усовершенствования инструмента, менялась и техника владения им. Благодаря технической подвижности этого представителя семейства духовых, исполнитель может играть хроматические гаммы, экспрессивные мелодии, воспроизводить обертона, пассажи.

Диапазон границ от «Ми» малой октавы до «До» четвертой позволяет инструменту принимать участие в большинстве произведений. Музыкант играет, вдувая воздух в отверстие в мундштуке с тростью. Длина столба, тональность, тембр регулируются при помощи клапанов.

Игра на кларнете

Выдающиеся кларнетисты

В музыкальной истории отмечены виртуозы, в совершенстве владевшие техникой игры на clarinetto. Наиболее известны:

  • Г.Й. Берман – немецкий музыкант, пересмотревший множество ранних произведений Вебера и адаптировавший их под звучание инструмента;
  • А. Штадлер – его называют первым исполнителем сочинений Моцарта;
  • В. Соколов – в советские годы этого исполнителя принимали полные залы поклонников классического звучания в разных городах страны и за рубежом.

В джазе огромных высот добился Б. Гудмен. Его называют «королем свинга». С именем джазмена связан интересный факт – на одном из европейских аукционов его инструмент продали за 25 тысяч долларов. Русская исполнительская школа основывается на опыте и трудах С. Розанова. Из его этюдов состоят современные учебники. Будучи профессором Московской консерватории, он принимал участие в создании учебных программ, по которым музыканты обучаются и сегодня.

Ссылка на основную публикацию