Когда в инструментальном исполнении духового или джазового оркестра нужно сделать акцент на определенном отрывке, в игру вступает флюгергорн. Он имеет высокий звук, звучит мягко, естественно, не громко. За эту особенность его полюбили композиторы, которые пишут музыку для духовых, симфонических или джазовых коллективов.
Что такое флюгельгорн
Инструмент входит в медно-духовую группу. Звуковоспроизведение происходит посредством выдувания воздуха через мундштук и прохождение его через конический канал ствола. Играют на флюгергорне трубачи. Внешнее сходство позволяет сравнивать его с ближайшими инструментами семейства – трубой и корнетом. Отличительная особенность – более широкая мензура. Духовой музыкальный инструмент оснащен 3 или 4 вентилями. Происхождение названия исходит от немецких слов «крыло» и «рог».
Отличие от трубы
Отличие инструментов не только в более увеличенном сечении конического канала флюгельгорна и более широком раструбе. У него также отсутствует настроечное колено на основной трубке канала. Подстройка производится изменением положения мундштука. Его слегка задвигают или, наоборот, выдвигают. Подстроить флюгельгорн можно прямо во время игры при помощи специального триггера на боковом ответвлении третьего вентиля. Трубач легко перестраивается при смене инструментов.
Звучание
Как и большинство саксгорнов, флюгельгорн имеет австрийское происхождение. Он использовался в армии для подачи сигналов, преимущественно применялся в пехотных войсках. Для игры в духовом оркестре инструмент не подходил. Но в XIX веке в ходе усовершенствований он стал более подходящим для сопровождения дополнительных партий в оркестровом звучании.
Чаще всего используются флюгельгорны в строе «си-бемоль» с диапазоном звучания от «ми» малой октавы до «си-бемоль» второй. Из-за ограниченности звукового диапазона их применяют не часто, преимущественно для импровизаций и расставления акцентов в оркестровой музыке.
История
Возникновение инструмента уходит глубоко в прошлые столетия. Одни считают, что в основе звучания саксгорнов лежат почтовые рожки, другие находят связь с охотничьими сигнальными рожками. Широкое применение флюгельгорн нашел в период Семилетней войны. При помощи сигналов, которые производились выдувание воздуха через раструб, управлялись пехотные фланги. В переводе с немецкого название означает «труба, передающая звуки по воздуху». Партии для инструмента писали самые знаменитые композиторы мира, в том числе Россини, Вагнер, Берлиоз, Чайковский. Он имеет специфический вальторновый звук, который в начале XX века стали широко использовать исполнители джаза.
Несмотря на ограниченный диапазон звучания в пределах всего трех октав и негромкий звук, нельзя принижать заслуги флюгельгорна в музыке. С его помощью Чайковский создал самую яркую партий в «Неаполитанской песенке», а итальянские симфонические оркестры всегда имеют в своем составе от двух до 4 исполнителей – настоящих виртуозов игры.