Корнет (корнет-а-пистон)

В мире существует множество медных духовые инструментов. При их внешнем сходстве каждый обладает своими характерными особенностями и звучанием. Об одном из них — в данной статье.

Общие сведения

Корнет (в переводе с французского «cornet a pistons» — «рожок с поршнями»; с итальянского «cornetto» — «рожок») — музыкальный инструмент группы медных духовых, оснащенный поршневым механизмом. Внешне выглядит как труба, но различие состоит в том, что у корнета трубка шире.

По систематизации является частью группы аэрофонов: источником звука является столб воздуха. Музыкант пускает воздух в мундштук, тот скапливается в резонирующем теле и воспроизводит звуковые волны.
Музыкальный инструмент корнет-а-пистон

Ноты для корнета записываются в скрипичном ключе, в партитуре строка корнета чаще всего располагается под партиями труб. Используется как соло, так и в составе духовых и симфонических оркестров.

История возникновения

Предшественниками медного инструмента были деревянный рожок и деревянный корнет. Рожок в далеких веках использовался для подачи знаков охотникам и почтальонам. В Средневековье возник деревянный корнет, который пользовался популярностью на турнирах рыцарей и всевозможных городских мероприятиях. Сольно его использовал великий итальянский композитор Клаудио Монтеверди.

В конце 18 века деревянный корнет утратил свою популярность. В 30-х годах 19 века Сигизмунд Штельцель сконструировал современный корнет-а-пистон с поршневым механизмом. Позднее известный корнетист Жан-Батист Арбан внес весомый вклад в распространение и пропаганду инструмента по всей планете. Французские консерватории стали открывать многочисленные классы по игре на корнете, инструменты наравне с трубой начали внедряться в различные оркестры.

В Россию корнет попал в 19 веке. Великий Царь Николай I с виртуозностью великих исполнителей владел игрой на различных духовых инструментах, среди которых был и медный корнет-а-пистон.

Старый образец корнета

Устройство инструмента

Говоря о конструкции и строении инструмента, надо сказать, что внешне он очень схож с трубой, но имеет более широкую и не такую длинную мензуру, благодаря чему обладает более мягким звуком.

На корнете может применяться как вентильный механизм, так и пистоны. Инструменты с вентильным механизмом получили большую распространенность из-за простоты использования и надежности устойчивости строя.

Система поршней выполнена в виде клавиш-кнопок, расположенных сверху, в одной линии с мундштуком. Длина корпуса без учета мундштука составляет 295-320 мм. На некоторых образцах установлен специальный крон для перестройки инструмента на пол тона ниже, т.е. из строя B в строй A, что позволяет музыканту быстрее и легче исполнять партии в диезных тональностях.

Устройство корнета

Звучание

Диапазон фактического звучания корнета довольно большой — почти три октавы: от ноты ми малой октавы до ноты до третьей октавы. Такой размах дает исполнителю большую свободу в элементах импровизации.

Говоря о тембрах музыкального инструмента, необходимо сказать, что нежность и бархатность звучания существует лишь в регистре первой октавы. Ноты ниже первой октавы звучат более мрачно и зловеще. Вторая же октава кажется слишком крикливой и резко звонкой.

Такими возможностями окраски звука пользовались многие композиторы в своих произведения, выражая эмоции и чувства мелодической линии через тембр корнет-а-пистон. Так например Берлиоз в симфонии «Гарольд в Италии» использовал зловещие крайние тембры инструмента.

Игра на корнете

Использование

Благодаря своей беглости, подвижности, красоте звучания, корнетам посвящались сольные линии в крупных музыкальных сочинениях. В русской музыке инструмент нашел применение в Неаполитанском танце в известном балете «Лебединое озеро» Петра Чайковского и танце балерины в спектакле «Петрушка» Игоря Стравинского.

Корнет-а-пистон покорил и музыкантов джазовых ансамблей. Одними из всемирно известных виртуозов джаза, играющих на корнете, были Луи Армстронг и Кинг Оливер.

В 20 веке, когда были труба была усовершенствована, корнеты потеряли уникальное значение и практически полностью ушли из состава оркестров и джазовых трупп.

В современных реалиях корнеты можно изредка услышать на концертах, иногда в духовых оркестрах. А еще корнет-а-пистон применяется как учебное пособие для студентов.

Ссылка на основную публикацию