Тромбон

Во время археологических раскопок Помпеи, погребенной под вулканическим пеплом Везувия в 79 году до нашей эры, историки обнаружили бронзовые трубы с золотыми мундштуками, заботливо уложенные в футляры. Считается, что этот музыкальный инструмент – предшественник тромбона. «Trombone» переводится с итальянского, как «большая труба», а по форме древняя находка напоминала современный медный духовой музыкальный инструмент.

Что такое тромбон

Ни один симфонический оркестр не обходится без мощного звучания, которое используется для передачи трагических моментов, глубоких эмоций, сумрачных штрихов. Эту функцию обычно выполняет тромбон. Он относится к группе медных амбушюрных духовых басово-тенорового регистра. Трубка инструмента длинная, изогнутая, расширяющаяся в раструбе. Семейство представлено несколькими разновидностями. Активно применяется в современной музыке теноровый тромбон. Альт и бас используются очень редко.

Музыкальный инструмент тромбон

Устройство инструмента

Главное отличие от других представителей медной духовой группы – оснащение корпуса кулисой. Это изогнутая трубка, позволяющая изменять объем воздуха. Таким образом, музыкант может извлекать звуки хроматического звукоряда. Особое строение делает инструмент более техничным, открывает возможности для плавного перехода с ноты на ноту, исполнения хроматизов и глиссандо. На трубе, валторне, тубе кулису заменяют вентили.

Звук извлекается путем нагнетания воздуха через мундштук чашевидной формы, который вставляется в трубу. Мензура кулисы может быть одного или разного размера. Если диаметр обеих трубок одинаков, то тромбон называется однотрубным. При разном диаметре мензуры модель будет называться двух-калиберной.

Строение тромбона

Как звучит тромбон

Инструмент звучит мощно, ярко, призывно. Диапазон в пределах «соль» контроктавы до «фа» второй октавы. При наличии контрвентиля заполняется промежуток между «си-бемоль» контроктавы и «ми» большой октавы. Отсутствие дополнительного элемента исключает звукоизвлечение этого ряда, называемого «мертвой зоной».

В среднем и верхнем регистре тромбон звучит ярко, насыщенно, в нижнем – мрачно, тревожно, зловеще. Инструмент имеет уникальную возможность производить скольжение из одного звука в другой. Такой особенности не имеют другие представители медной духовой группы. Скольжение звука обеспечивает кулиса. Техника называется «глиссандо».

Для приглушения звука не редко применяют сурдину. Это грушевидная насадка, которая позволяет изменять тембральное звучание, приглушать силу звука, вносить разнообразие уникальными звуковыми эффектами.

История тромбона

В середине XV века в европейских церковных хорах появились кулисные трубы. Их звучание было схоже с человеческим голосом, за счет подвижной трубки исполнитель мог извлекать хроматический звукоряд, подражая тембральным особенностям церковного песнопения. Такие инструменты стали называть сакбутами, что в переводе означает «толкать впереди себя».

Пережив небольшие усовершенствования, сакбуты стали применяться в оркестрах. До конца XVIII века тромбон продолжал применяться преимущественно в церквях. Его звучание прекрасно дублировало певческие голоса. Сумрачный тембр инструмента в низком регистре отлично подходил для погребальных церемоний.

Тромбон контрабасовый
Контрабасовый

В то же время на звучание кулисной трубы обратили внимание композиторы-новаторы. Великие Моцарт, Бетховен, Глюк, Вагнер использовали в операх для акцентирования внимания слушателя на драматических эпизодах. А Моцарт в «Реквиеме» даже поручил тромбону соло. Вагнер использовал его для передачи любовной лирики.

В начале XX века внимание на инструмент обратили джазовые исполнители. В эпоху диксиленда к музыкантам пришло осознание того, что тромбон способен создавать, как сольные импровизации, так и контрмелодии. Гастролирующие джазовые коллективы принесли кулисную трубу в Латинскую Америку, где она стала основным солирующим инструментом в джазовом направлении.

Виды

Семейство тромбонов включает в себя несколько разновидностей. Чаще всего используется теноровый инструмент. Конструкционные особенности позволяют выделить и других представителей группы:

  • альтовый;
  • басовый;
  • сопрановый;
  • котрабасовый.

Два последних почти не имеют применения. Последним сопрановую кулисную трубу использовал Моцарт в мессе C-dur.

Тромбон сопрановый
Сопрановый

Басовый и теноровый тромбоны находятся в едином строе. Отличие лишь в более широкой мензуре первого. Разница составляет 16 дюймов. Устройство басового коллеги отличается наличием двух вентилей. Они позволяют понижать звучание на кварту или повышать на квинту. У независимых конструкций более широкие возможности.

Теноровые тромбоны в свою очередь так же могут иметь различие в диаметре мензуры. Самый маленький диаметр у узко-мензурных – менее 12,7 миллиметра. Различие в размерах позволяет использовать различные штрихи, обусловливает техническую подвижность инструмента.

Теноровые кулисные трубы имеют более яркий звук, широкий диапазон звучания, подходят для исполнения сольных партий. Они способны заменить аль или бас в оркестре. Поэтому являются наиболее распространенными в современной музыкальной культуре.

Техника игры на тромбоне

Игре на кулисной трубе обучаются в музыкальных школах, училищах и консерваториях. Музыкант придерживает инструмент у рта левой рукой, правой передвигает кулису. Длина столба воздуха варьируется за счет передвижения трубки и сменой положения губ.

Кулиса может располагаться в 7 позициях. Каждая отличается от соседней на полтона. В первой она задвинута полностью, в седьмой – выдвинута до конца. Если тромбон оснащен добавочной кроной, то музыкант имеет возможность понизить весь звукоряд на кварту. При этом используется большой палец левой руки, который нажимает квартвентиль.

В XX веке широкое применение получила техника глиссандо. Звучание достигается на непрерывном извлечении звука, во время которого исполнитель плавно передвигает кулису.

Игра на тромбоне

Выдающиеся тромбонисты

К первым виртуозам игры на кулисной трубе относятся представители семейства Нойшель. Члены династии не только отлично владели инструментом, но и открыли собственную мастерскую по его изготовлению. Она пользовалась большой популярностью среди королевских фамилий Европы XV-XVII веков.

Наибольшее количество выдающихся тромбонистов традиционно выпускают французские и немецкие музыкальные школы. При выпуске из французских консерваторий будущие композиторы обязаны представить несколько сочинений для тромбона. Интересный факт был зафиксирован в 2012 году. Тогда в Вашингтоне на бейсбольном поле одновременно выступили 360 тромбонистов.

Среди отечественных виртуозов и знатоков инструмента можно отметить А.Н. Морозова. В 70-е годы он был ведущим солистом в оркестре Большого театра, неоднократно принимал участие в жюри международных конкурсов тромбонистов.

В течение восьми лет лучшим исполнителем в Советском Союзе был В.С. Назаров. Он неоднократно участвовал в международных фестивалях, становился победителем международных конкурсов, был ведущим солистом в оркестре Олега Лундстрема.

Несмотря на то, что с момента создания тромбон почти не изменился конструктивно, некоторые усовершенствования позволили расширить его возможности. Сегодня без этого инструмента невозможно полнозвучие симфонических, эстрадных и джазовых оркестров.

Ссылка на основную публикацию