Валторна (french horn) — музыкальный инструмент, относящийся к группе духовых, и который считают одним из самых сложных для исполнителей. В отличие от других, она обладает превосходным мягким и туманным тоном, плавным и бархатным тембром, что даёт ей возможность передавать не только мрачное или грустное настроение, но и торжественное, радостное.
Содержание
Что такое валторна
Название духового инструмента стало производным от немецкого «waldhorn», что дословно переводится как «лесной рог». Звучание его можно услышать в симфоническом и духовом оркестрах, а также в ансамблевых коллективах и сольно.
Современные french horn изготавливают преимущественно из меди. У неё очень обаятельное звучание, которое не оставит равнодушным ценителей классической музыки. Первое упоминание о предшественнике — роге датируется периодом расцвета Древнего Рима, где его применяли в качестве сигнального средства.
Устройство инструмента
Ещё в XVII веке существовал духовой инструмент под названием натуральная валторна. Конструкция её представлена длинной трубой с мундштуком и раструбом. В составе отсутствовали отверстия, клапаны, вентили, позволяющие значительно расширить тональный диапазон. Только губы музыканта являлись источником звука и управляли всей исполнительской техникой.
Позже строение претерпело существенные изменения. В конструкцию внедрили клапаны, дополнительные трубки, что значительно расширило возможности и позволило переходить в иную тональность, не применяя дополнительный ряд «медного арсенала». Несмотря на небольшой габарит, длина современной french horn в развёрнутом виде составляет 350 см. Вес достигает примерно 2 кг.
Как звучит валторна
Сегодня используют компоновку преимущественно in F (в строе Фа). Диапазон валторны по звуку находится в интервале от H1 (си контроктавы) до f2 (фа второй октавы). В ряд попадают все промежуточные звуки по хроматическому ряду. Ноты в строе Фа записывают в скрипичном ключе на квинту выше реального звучания, в то время, как басовый диапазон — на кварту ниже.
Тембр валторны в нижнем регистре — огрублен, напоминает фагот или тубу. В среднем и верхнем диапазоне звучание мягкое и плавное на пиано, яркое и контрастное на форте. Такая разносторонность позволяет транспонировать грустный либо торжественный настрой.
Международная ассоциация валторнистов в 1971 году приняла решение присвоить инструменту название «horn».
История
Прародителем инструмента считается рог, который делали из природных материалов и задействовали в качестве сигнального средства. Такие инструменты не отличались долговечностью и для частого использования их не применяли. Позже их стали отливать из бронзы. Изделию придавали форму рогов животных без особых излишеств.
Звучание металлических изделий стало намного громче и разнообразней, что позволило задействовать их на охоте, при дворе и проведении торжественных мероприятий. Наибольшую популярность предок «лесного рога» получил во Франции в середине 17 столетия. Лишь в начале следующего века инструмент получил название «натуральная валторна».
В 18 веке началось кардинальное преображение «лесного рога» и его применение в оркестрах. Дебютное выступление было в опере «Принцесса Элиды» — произведении Ж.Б. Люлли. Конструкция french horn и техника игры на ней постоянно претерпевали изменения. Валторнист Хампль, чтобы сделать звучание выше, стал использовать мягкий тампон, вставляя его в раструб. Вскоре он решил, что заслонять выходное отверстие можно и рукой. Через некоторое время такой приём начали применять другие валторнисты.
Кардинально конструкция поменялась в начале 19 века, когда был изобретён вентиль. Вагнер стал один из первых композиторов, который стал использовать модернизированный инструмент в своих произведениях. К концу столетия обновлённая валторна получила название хроматической и полностью заменила собой натуральную.
Виды валторны
По конструктивным особенностям валторны делят на 4 типа:
- Одинарная. Трубу оснащают 3 вентилями, звучание её происходит в тоне Фа и диапазоне 3 1/2 октавы.
- Двойная. Оборудована пятью вентилями. Её можно настроить 4 тонах. Такое же количество диапазонов октав.
- Комбинированная. По своим характеристикам схожа с двойной конструкцией, но оборудована четырьмя вентилями.
- Тройная. Относительно новая разновидность. Её оснастили дополнительным клапаном, благодаря чему можно добраться до более высоких регистров.
На сегодняшний день наиболее распространённой разновидностью является именно двойная. Однако тройная постепенно завоёвывает всё большую популярность благодаря улучшенному звучанию и дизайну.
Как играть на валторне
Игра на инструменте позволяет удачно исполнять продолжительные ноты и мелодии широкого дыхания. Техника не требует большого запаса воздуха (за исключением крайних регистров). В центре расположен клапанный узел, который регулирует длину воздушного столба. Благодаря вентильному механизму возможно понижение высоты натуральных звуков. Левая рука валторниста располагается на клавишах клапанного узла. Воздух в french horn вдувают через мундштук.
Среди валторнистов распространены 2 приёма получения недостающих звуков диатонической и хроматической гаммы. Первый позволяет исполнить «закрытое» звучание. Техника игры подразумевает перекрытие раструба рукой наподобие заслонки. На пиано звук получается нежный, приглушенный, на форте рычащий, с хриплыми нотками.
Второй приём позволяет инструменту издавать «застопоренное» звучание. Приём подразумевает введение в раструб кулак, который перекрывает выходное отверстие. Звучание повышается на полтона. Такая техника, при игре на натуральной конфигурации, придавала звучанию хроматизмов. Приём используют в драматических эпизодах, когда звук на пиано должен звенеть и быть напряжённо-тревожным, на форте острый, колючий.
Кроме того, возможно исполнение раструбом вверх. Такая техника делает тембр звука громче, а также придает патетический характер музыке.
Известные валторнисты
Исполнение произведений на инструменте принесла славу многим исполнителям. Среди зарубежных наиболее известны:
- немцы Г. Бауман и П. Дамм;
- англичане А. Сивилл и Д. Брейн;
- австриец И. И. Лейтгеб;
- чех Б. Радек.
Среди отечественных наиболее часто звучат имена:
- Воронцова Дмитрия Александровича;
- Михаила Николаевича Буяновского и его сына Виталия Михайловича;
- Анатолия Сергеевича Дёмина;
- Валерия Владимировича Полеха;
- Яна Денисовича Тамма;
- Антона Ивановича Усова;
- Аркадия Шилклопера.
Произведения для валторны
Лидерство по количеству известных принадлежит Вольфгангу Амадею Моцарту. Среди них выделяют «концерт для валторны с оркестром №1 ре-мажор», а также №2-4, написанные в стиле ми-бемоль мажор.
Из композиций Рихарда Штрауса наиболее известны 2 концерта для валторны с оркестром ми-бемоль мажор.
Произведения советского композитора Рейнгольда Глиэра также причисляют к узнаваемым композициям. Самая известная — «концерт для валторны с оркестром си-бемоль мажор».
В современной валторне мало что осталось от её предка. Она получила расширенный диапазон октав, может выглядеть также завораживающе как арфа или другой изящный инструмент. Недаром её жизнеутверждающий бас или тонкое звучание можно услышать в произведениях многих композиторов.
Обожаю данный инструмент за его способность передавать широкий диапазон выражений от мягкого и интимного звучания до громкого и героического звука)
Действительно, Антон, звук инструмента не может оставить равнодушным)