Клавесин

В XVIII веке игра на клавесине считалась признаком изысканных манер, утонченного вкуса, аристократической галантности. Когда в гостиных богатых буржуа собирались знатные гости, обязательно звучала музыка. Сегодня клавишный струнный музыкальный инструмент – лишь представитель культуры далекого прошлого. Но партитуры, написанные для него знаменитыми композиторами-клавесинистами, используются современными музыкантами в рамках камерных концертов.

Устройство клавесина

Корпус инструмента внешне напоминает форму рояля. Для его изготовления использовали ценные породы дерева. Поверхность украшали орнаментами, картинками, росписью, соответствующими модным тенденциям. Корпус устанавливался на ножки. Ранние клавесины были прямоугольными, устанавливались на стол или подставку.

Устройство и принцип работы схожи с клавикордом. Отличие в разной длине струн и более сложном механизме. Струны изготавливали из жил животных, позднее они стали металлическими. Клавиатура состоит из белых и черных клавиш. При нажатии на них, воронье перо, прикрепленное к щипковому устройству с толкателем, задевает струну. Клавесин может иметь одну или две клавиатуры, расположенные друг над другом.

Устройство клавесина

Как звучит клавесин

Первые экземпляры имели малый диапазон звучания – всего 3 октавы. За изменение громкости и тембра отвечали специальные переключатели. В 18 веке диапазон расширился до 5 октав, клавиатурных мануалов стало два. Звучание старинного клавесина отрывистое. Разнообразить его, сделать тише или громче помогали кусочки войлока, приклеенные к язычкам.

Пытаясь совершенствовать механизм, мастера снабжали инструмент наборами струн из двух, четырех, восьми на каждый тон, как у органа. Рычажки, переключающие регистры, устанавливались по бокам рядом с клавиатурой. Позднее они стали ножными, как педали у рояля. Несмотря на динамичность, звук был однообразным.

Музыкальный инструмент клавесин

История создания клавесина

Известно, что уже в 15 веке в Италии играли на инструменте с коротким, грузным корпусом. Кто точно придумал его, неизвестно. Изобрести его могли в Германии, Англии, во Франции. Старейший из сохранившихся создан в 1515 году в Лигивимено.

Существует письменное свидетельство 1397 года, согласно которому Герман Полл рассказывал об изобретенном им инструменте clavicembalum. Большинство упоминаний относятся к 15-16 векам. Тогда начался рассвет клавесинов, которые могли отличаться габаритами, типом механизма. Разными были и названия:

  • клавичембало – в Италии;
  • спинет – во Франции;
  • арпсихорд – в Англии.

Название клавесина происходит от слова clavis – ключ, клавиша. В 16 веке созданием инструмента занимались мастера итальянской Венеции. Одновременно с ними Северную Европу им снабжали фламандские мастера по фамилии Рюккерс из Антверпена.

Старинный клавесин

На протяжении нескольких столетий предшественник фортепиано был главным солирующим инструментом. Он обязательно звучал в театрах на оперных представлениях. Аристократы считали обязательным приобретение клавесина для своих гостиных, оплачивали дорогостоящее обучение игры на нем для членов семьи. Утонченная музыка стала неотъемлемой частью придворных балов.

Конец XVIII века ознаменовался популяризацией фортепиано, которое звучало более разнообразно, позволяло играть, изменяя силу звучания. Инструмент клавесин вышел из производства, его история закончилась.

Разновидности

В группу клавишных хордофонов вошли несколько разновидностей инструментов. Объединенные одним названием, они имели принципиальные отличия. Размер корпуса мог отличаться. Классический клавесин имел диапазон звучания 5 октав. Но не меньшей популярностью пользовались и другие разновидности, отличающиеся друг от друга формой корпуса, расположением струн.

У верджинела она была прямоугольной, мануал располагался справа. Струны натягивались перпендикулярно клавишам. Такое же строение и форму корпуса имел мюзелар. Еще одна разновидность – спинет. В XVII веке он стал очень популярным в Англии. Инструмент имел один мануал, струны натягивались по диагонали. Один из старинных видов – клавицитерий с вертикально расположенным корпусом.

Верджинел - разновидность клавесина
Верджинел

Известные композиторы и клавесины

Интерес музыкантов к инструменту длился несколько столетий. За это время музыкальная литература пополнилась множеством произведений, написанных замечательными известными композиторами. Они часто жаловались, что при написании партитур оказываются в скованном положении, ведь не могут указать уровень звучания «фортиссимо» или «пианиссимо». Но не отказывались от возможности создания музыки для чудесного клавесина с блестящим звуком.

Во Франции даже образовалась национальная школа игры на инструменте. Ее основоположником стал композитор эпохи барокко Ж. Шамбоньер. Он был придворным клавесинистом королей Людовика XIII и Людовика XIV. В Италии виртуозом клавесинного стиля по праву считался Д. Скарлатти. В историю мировой музыки вошли сольные партитутры таких известных композиторов, как А. Вивальди, В.А. Моцарт, Генри Персел, Д. Циполи, Г. Гендель.

На рубеже XIX-XX веков инструмент казался безвозвратно ушедшим в прошлое. Вернуть ему новую жизнь первым сделал попытку Арнольд Долмеч. В 1896 году музыкальных дел мастер закончил работу над своим клавесином в Лондоне, открыл новые мастерские в Америке и во Франции.

Арнольд Долмеч
Арнольд Долмеч

Ключевой фигурой в процессе возрождения инструмента стала пианистка Ванда Ландовская. Она заказала одной парижской мастерской концертную модель, много внимания уделяла клавесинной эстетике, изучала старинные партитуры. В Нидерландах возвращением интереса к аутентичной музыке активно занимался Густав Леонхардт. Большую часть жизни он работал над записью церковной музыки Баха, сочинений композиторов барокко и венской классики.

Во второй половине XX века интерес к старинным инструментам становится больше. Мало кто знает, что сын знаменитого оперного певца князь А.М. Волконский уделял много времени воссозданию музыки прошлого и даже основал ансамбль аутентичного исполнительства. Сегодня научиться игре на клавесине можно в консерваториях Москвы, Казани, Санкт-Петербурга.

Ссылка на основную публикацию