«Клавишеструнник» – так неофициально называют инструмент, ставший усовершенствованной версией монохорда. Он, как и орган, имел клавиатуру, но за извлечение звука отвечали не трубы, а струны, приводимые в движение тангетным механизмом.
Устройство клавикорда
В современной музыкальной классификации этот инструмент рассматривается как представитель семейства клавесинов, старейший предшественник фортепиано. Он имеет корпус с клавиатурой, четыре подставки. Клавикорд устанавливался на пол или на стол, садясь за него, исполнитель ударял по клавишам, извлекая звуки. Первые «клавишеструнники» имели малый диапазон звучания – всего две октавы. Позднее инструмент совершенствовался, его возможности расширились до пяти октав.
Клавикорд – это струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, устройство которого оснащено металлическими штифтами. В корпусе «прятался» набор струн, которые совершали колебательные движения при воздействии на клавиши. При их нажатии металлический штифт (тангет) касался струны и прижимал ее. В простейших «свободных» клавикордах для каждой клавиши была отведена отдельная струна. Более сложные модели (связанные) отличались воздействием 2-3 тангет на разные части корда.
Размеры корпуса инструмента небольшие – от 80 до 150 сантиметров. Клавикорд легко переносили и устанавливали в разных местах. Корпус украшали резьбой, рисунками, росписью. Для изготовления использовались только ценные породы древесины: ель, карельская береза, кипарис.
История происхождения
Инструмент серьезно повлиял на развитие музыкальной культуры. Точная дата его появления не указывается. Первые упоминания появились в XVI веке. Происхождение названия отсылает к латинскому слову «clavis» – ключ, объединенного с древнегреческим «хорд» – струна.
История клавикорда начинается в Италии. Сохранившиеся документы доказывают, что именно там могли появиться первые экземпляры. Один из таких, принадлежащих Доминику Пизанскому, сохранился до наших дней. Он создан в 1543 году, является экспонатом музея, расположенного в Лейпциге.
«Клавишеструнник» быстро обрел популярность. Его использовали для камерного, домашнего музицирования, так как клавикорд не мог звучать громко, раскатисто. Эта особенность исключала его использование для концертных выступлений в больших залах.
Использование инструмента
Классический клавикорд уже в XVI веке имел обширный диапазон звучания до 5 октав. Игра на нем была признаком хорошего воспитания и образования. Аристократы и представители буржуазии устанавливали инструмент в своих домах, приглашали гостей на камерные концерты. Для него создавали партитуры, писали произведения великие композиторы: В.А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, И.С. Бах.
19 век ознаменовался популяризацией фортепьяно. Пианино с более громким, выразительным звучанием окончательно выместило клавикорд. Современные реставраторы увлечены идеей восстановления старинного «клавишеструнника», чтобы услышать оригинальное звучание произведений великих композиторов.
Жаль, что компактный и простой по устройству инструмент из-за своего тихого звучания “канул в лету”.
Да, Анна, на смену ему пришел рояль.