Баритон (виола ди Бордоне)

В XV-XVII веках в Европе огромной популярностью пользовались струнные смычковые инструменты. Это был период расцвета виол. В XVIII веке внимание музыкального сообщества привлек баритон – представитель семейства струнного семейства, напоминающий виолончель. Второе название данного инструмента — виола ди Бордоне. Вклад в его популяризацию внес венгерский князь Эстерхази. Музыкальная библиотека пополнилась уникальными творениями, написанными для этого инструмента Гайдном.

Описание инструмента

Внешне баритон выглядит как виолончель. Он имеет похожую форму, гриф, струны, устанавливается во время игры с упором в пол между ног музыканта. Главное отличие – наличие симпатических струн. Они располагаются под грифом, применяются для усиления звучания основных. Звук извлекается при помощи смычка. Из-за вертикального расположения техника игры ограничена. Симпатические струны возбуждаются большим пальцем правой руки.

Струнный музыкальный инструмент баритон

Устройство баритона

Музыкальный инструмент имеет сходное с виолами строение. Корпус овальной формы с открытым коробом для извлечения звука имеет «талию» для выведения смычка. Количество основных струн – 7, реже используется 6. Число симпатических бывает разным: от 9 до 24. Резонаторные отверстия расположены в виде змейки. Шейка и головка грифа более широкие, чем у родственных инструментов. Это связано с большим количеством струн, за натяжение которых отвечает два ряда вентилей.

Тембр баритона сочный, сходный с вокальным определением. В музыкальной литературе нотируется в басовом ключе. Диапазон широкий за счет большого количества струн. Чаще всего использовался в оркестровом исполнении, в произведениях Гайдна часто имел солирующую роль с чередованием ритма от быстрого до медленного. В оркестр включались и другие представители семейства смычковых — виолончель и альт.

Виола ди Бордоне (баритон)

История

Особенно популярным баритон стал в середине XVIII века. Его популяризации способствовал венгерский князь Эстерхази. При дворе в этот период капельмейстером и композитором служил Йозеф Гайдн. Он писал пьесы для придворных музыкантов. Правящая династия уделяла большое внимание развитию культуры, в дворцово-парковых комплексах звучала музыка, в залах выставлялись картины.

Когда появился новый инструмент баритон, Эстерхази хотелось удивить мир красивыми произведениями и мастерством игры. Придворному композитору удалось создать ряд шедевров, в которых баритон удивительным образом сочетается с виолончелью и альтом, контрастирует звучанием щипковых струн со смычковыми.

Но он не долго привлекал внимание музыкантов. Литература для этого инструмента мизерная, незначительная. Сложность игры, настройка многочисленных струн, непривычная техника стали причиной забвения для этого «родственника» виол. В последний раз его концертное звучание можно было услышать в Айзенштандте в 1775 году. Но увлечение венгерского князя стало толчком к написанию произведений для баритона, которые вышли далеко за пределы его дворцовых залов.

Ссылка на основную публикацию