Бива

Японская музыка, как и японская культура – оригинальна, своеобразна. Среди музыкальных инструментов Страны Восходящего Солнца особое место занимает бива, родственница европейской лютни, но с некоторыми отличительными особенностями.

Что такое бива

Инструмент относится к группе струнных щипковых, семейству лютневых. Завезен в Японию из Китая не ранее VIII века н.э., вскоре распространился по всей стране, начали появляться всевозможные разновидности бивы.

Музыкальный инструмент бива

Звуки японского национального инструмента – металлические, жесткие. Современные музыканты во время игры пользуются специальными медиаторами, изготовление которых – настоящее искусство.

Устройство инструмента

Внешне бива напоминает формой вытянутый вверх миндальный орех. Основными элементами инструмента считаются:

  • Корпус. Состоит из передней, задней стенок, боковой поверхности. Лицевая сторона корпуса чуть выгнута, обладает 3-мя отверстиями, задняя стенка прямая. Боковые стороны невелики, поэтому бива выглядит достаточно плоской. Материал изготовления – дерево.
  • Струны. Вдоль корпуса протянуто 4-5 штук. Отличительная особенность струн – удаленность от грифа из-за выступающих ладков.
  • Шейка. Здесь расположены ладки, головка грифа, откинутая назад, оснащенная колками.

Разновидности

Известные на сегодняшний день вариации бивы:

  • Гаку. Самая первая разновидность бивы. Длина – чуть более метра, ширина – 40 см. Обладает четырьмя струнами, сильно отогнутой назад головкой. Служила для аккомпанемента голосу, создания ритма.
  • Гогэн. Ныне не используется, была популярна до IX века. Отличие от гаку-бивы – не отогнутая головка, струнное число — 5.
  • Мосо. Предназначение – музыкальное сопровождений буддийских ритуалов. Отличительный признак – небольшой размер, отсутствие определенной формы. Модель являлась четырехструнной. Разновидность мосо-бивы – саса-бива, использовавшаяся в ритуалах очищения домов от негатива.
  • Хэйкэ. Использовалась странствующими монахами для сопровождения героических религиозных песен. Сменила мосо-биву, заполонив буддийские храмы.

Игра на японском инструменте бива

Техника игры

Звучание инструмента достигается использованием следующих музыкальных приемов:

  • пиццикато;
  • арпеджио;
  • простое движение плектром сверху вниз;
  • удар по струне, а затем резкая остановка;
  • прижимание струны за ладками при помощи пальца с целью повышения тона.

Особенность бивы – отсутствие настройки в европейском понимании данного слова. Музыкант извлекает нужные ноты, сильнее (слабее) нажимая на струны.

Ссылка на основную публикацию