Благодаря своему звучанию, в семействе струнных щипковых домра занимает особое место. Голос у нее нежный, напоминающий журчание ручейка. В XVI-XVII веках домрачеи были придворными музыкантами, а на улицах городов всегда собиралось много людей, чтобы послушать игру бродячих музыкантов, играющих на домре. Пережив сложный период, инструмент снова входит в академическую группу, используется для исполнения народной и классической музыки, звучит соло и в составе ансамблей.
Устройство домры
Корпус в виде полусферы имеет плоскую деку, к которой приделан гриф. На него натягиваются 3 или 4 струны, проходящие через нижний и верхний порожек. В центре деки вырезано семь резонаторных отверстий. Во время игры деку защищает «панцирь», пристроенный в месте соединения грифа и деки. Он предохраняет от царапин. Головка фигурной формы имеет настроечные колки по числу струн.
Академическая классификация относит домру к хордофонам. Если бы не круглый корпус, домра могла бы выглядеть, как другой русский народный инструмент – балалайка. Кузов тоже выполняется из разных пород дерева. Он формируется путем склеивания деревянных полос – клепок, окантовывается обечайкой. Нижний порожек имеет несколько кнопок, фиксирующих струны.
Интересный факт. Самые первые экземпляры делали из высушенной и выдолбленной тыквы.
Процесс создания домры сложный. Для одного инструмента используется несколько пород дерева:
- кузов изготавливают из березы;
- ель и пихту хорошенько высушивают, чтобы сделать деку;
- накладки грифа выпиливаются из редкого черного дерева;
- подставку формируют из клена;
- для изготовления грифа и навесного панциря используются только очень твердые породы древесины.
Звук извлекается медиатором. Его размер может варьироваться, у более крупных инструментов он больше, чем у маленьких экземпляров. Концы медиатора стачиваются с двух сторон, образуя фаску. Длина – 2-2,5 см, ширина около полутора сантиметров.
Современный аксессуар, без которого музыканты не смогли бы играть на домре, изготавливается из мягкого капрона или капролона. Есть и традиционные медиаторы из панциря черепахи. На альтовом инструменте и домре бас для извлечения звука используется кожаное устройство. Такой медиатор делает звук приглушенным.
История домры
Версии о происхождении хордофона разные. Принято считать, что это инструмент русского, белорусского, украинского народа. На Руси он появился еще в X веке, о чем есть письменные свидетельства. Он упоминается в письменах восточного ученого-энциклопедиста Ибн Русте. Популярной домра стала в 16 столетии.
Сегодня историки говорят о восточном возникновении музыкального инструмента. Его строение напоминает тюркские тамбуры. У него тоже плоская дека, а во время игры музыканты в качестве медиатора использовали деревянную щепку, рыбную кость.
У разных народов Востока появились свои представители струнных щипковых, получивших свое название: казахская домбра, турецкая баглама, таджикская рубаба. Версия имеет право на существование, домра могла попасть в Древнюю Русь в период татаро-монгольского ига или была привезена торговцами.
Своим происхождением инструмент может быть обязан лютне – европейскому представителю семейства струнных щипковых. Но, если углубиться в историю, то и она пришла на запад с восточных территорий.
Два столетия домра развлекала народ, была инструментом скоморохов и сказителей. Цари и бояре имели своих домрачей при дворе, но хлесткие песни с высмеиванием черт характера, быта, нрава всех и вся часто вызывали недовольства у знати. В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, которым подверг гонениям скоморохов, вместе с ними исчезла и домра, игру на которой он назвал «бесовскими игрищами».
Интересный факт. По руководством патриарха всея Руси Никона скоморошачьи инструменты в огромном количестве собрали по городам и селам, привезли на телегах на берег Москвы-реки и сожгли. Пламя пылало несколько дней.
Возродить хордофон в 1896 году взялся руководитель «Великорусского оркестра», музыкант и исследователь В.В. Андреев. В его ансамбле балалаек не хватало ведущей мелодической группы. Вместе с мастером С.И. Налимовым они изучили утратившие популярность инструменты и сконструировали устройство, идеально подходившее для воспроизведения лирического ряда. С начала XX века домра вошла в состав струнных ансамблей, где имела особую ценность.
Виды домр
Этот музыкальный инструмент бывает двух видов:
- Трехструнная или Малая – имеет квартовый строй в диапазоне от «ми» первой октавы до «ре» четвертой. Количество ладов на грифе – 24 . В эту категорию входят альтовая, басовая и домра-пикколо.
- Четырехструнная или Большая– техника игры на ней напоминает бас-гитару, часто используется современными исполнителями. Строй квинтовый, количество ладов – 30. Диапазон – три полных октавы от «соль» малой до «ля» четвертой дополнен десятью полутонами. В число 4-струнных входят басовая домра, альтовая и пикколо. Реже используется контрабасовая и теноровая.
Насыщенный бархатный звук, густой, тяжеловатый тембр имеет бас. В нижнем регистре инструмент заполняет басовую линию в оркестре. 3-хструнные домры настраиваются квартовыми интервалами, настройка примы начинается с открытой второй струны.
Техника игры
Музыкант садится на половинку стула, слегка наклоняет корпус вперед, удерживая устройство. Правую ногу он кладет на левую, гриф удерживается левой рукой, согнутой под прямым углом. Начинающих обучают играть пальцем, а не медиатором. Техника называется пиццикато. После 3-4 упражнений можно приступать к игре медиатором. Задевая струну и прижимая пальцами левой руки струны на нужном ладу, исполнитель воспроизводит звук. Используется единичное или переменное движение, тремолирование.
Известные исполнители
Подобно скрипке в симфоническом оркестре, домра в народном – настоящая прима. Часто ее используют как солирующий инструмент. В музыкальной истории ее незаслуженно обходили маститые композиторы. Но современные музыканты успешно транскрибируют шедевры Чайковского, Баха, Паганини, Рахманинова и вносят их в репертуар хордофона.
Среди знаменитых профессиональных домристов профессор РАМ им. Гнесиных А.А. Цыганков. Ему принадлежит создание оригинальных партитур. Значительный вклад в развитие инструмента внес Р.Ф. Белов – автор сборников репертуара и хрестоматий для домры.
В истории национального русского народного инструмента не всегда были славные моменты. Но сегодня игре на нем обучается огромное количество людей, концертные залы заполняются поклонниками насыщенного тембрового звучания.