Гудок (смык)

На Руси ни одно народное гуляние не обходилось без песен и плясок. Любимцами публики были скоморохи, которые не только смешили зевак, но и неплохо пели, аккомпанируя себе на гудке. Внешне примитивный, струнный смычковый музыкальный инструмент нашел широкое отражение в устном народно-поэтическом творчестве.

Как устроен инструмент

Корпус грушевидной или овальной формы плавно переходит в короткий безладовый гриф. Дека плоская с одним или двумя резонаторными отверстиями. Шейка удерживает три или четыре струны. На Руси их изготавливали из жил животных или пеньковой веревки.

Для извлечения звука использовался смычок. Его форма напоминала стрелецкий лук. Старинный народный инструмент изготавливался полностью из дерева. Чаще всего это был цельный фрагмент, из которого выдалбливалась внутренняя часть. Встречаются экземпляры и с клееным корпусом. Дека у гудка прямая, плоская. Размер от 30 сантиметров до одного метра.

Музыкальный инструмент гудок

Как звучит гудок

Музыковеды-историки часто сравнивают русский народный инструмент со скрипкой, находя между ними родственные связи. Звучание гудка гнусавое, скрипучее, назойливое, действительно, напоминающее звук современной академической скрипки.

История

Самые первые упоминания о древнерусском хордофоне ученые обнаружили в документах XII века. Во время проведения раскопок в Псковской и Новгородской областях были найдены различные экземпляры, которые сначала ввели археологов и историков в заблуждение. Было не ясно, как именно музыканты играли на старинной находке, к какой группе инструментов принадлежит гудок.

Изначально считалось, что найден аналог гуслей. Обратившись к древним летописям, ученые смогли увидеть, как мог выглядеть инструмент, и смогли определить, что гудок относится к струнно-смычковой группе. Другое его название – смык.

Более древние аналоги использовались в Древней Греции – лира и в Европе – фидель. Это дает возможность предположить, что гудок заимствован у других народов, а не является собственно русским изобретением. Смык был инструментом для простонародья, его активно использовали скоморохи, а гудошники были главными героями на всех гуляньях, празднованиях, уличных театральных представлениях.

Древние экземпляры инструмента смык

Негативное отношение к этому инструменту имела русская православная церковь. Считалось, что кривляние скоморохов под звуки смыка греховно и вызвано бесами. В Московском Кремле была специальная постройка, названная Потешной палатой. Там содержались гудошники, которые потешали царский двор и бояр.

В XIX веке широкое применение нашли аристократические представители струнного семейства, к концу столетия в стране не осталось ни одного гудошника. В настоящее время гудок можно увидеть только в музеях народных инструментов. Самый старый экземпляр был найден при раскопках в Новгородской области и датируется XIV веком. Российскими мастерами регулярно предпринимаются попытки реконструировать смык, используя древние летописи.

Техника игры

Для извлечения основной звуковой мелодии использовалась только одна струна. Поэтому у самых древних экземпляров остальные отсутствовали вообще. Позднее появились дополнительные бурдонные, которые, когда музыкант начинал играть, безостановочно гудели. Отсюда и название инструмента.

Во время игры исполнитель упирал нижнюю часть корпуса на колено, направляя гудок вертикально головкой вверх, а смычком работал горизонтально.

Игра на гудке

Использование

Увеселение простонародья – основное направление использования гудка в истории Руси. Смык звучал на гуляньях, мог использоваться сольно, в ансамбле с другими инструментами, для аккомпанемента шуточных песен, фольклора. В репертуаре Гудошников были исключительно народные песни и музыка, сочиненная ими самими.

Последние 50-80 лет краеведы и историки предпринимают попытки найти в сельских поселениях хотя бы одного гудошника, но до сих пор не найден ни один. Это говорит о том, что древнерусский смык полностью утратил свое значение в музыкальной культуре народа, открыв дорогу благородной академической скрипке. В современном использовании его можно увидеть только в исторических реконструкциях, фильмах этнической тематики.

Ссылка на основную публикацию