Канун (канон, ганун)

В музыкальной культуре каждого народа есть свои традиции. В странах Ближнего Востока на протяжении многих веков звучит струнный щипковый музыкальный инструмент канун. В начале прошлого века он чуть было не был утрачен, но в 60-е годы снова зазвучал на концертах, фестивалях, праздниках.

Как устроен канун

Все самое гениальное устроено просто. Внешне канун напоминает неглубокий деревянный ящик, на верхнюю часть которого натянуты струны. Форма – трапециевидная, большая часть конструкции обтянута рыбьей кожей. Длина корпуса – 80 сантиметров. Турецкий и армянский инструмент немного длиннее, отличается от азербайджанского настройкой звукоряда.

Музыкальный инструмент канун

Для изготовления кануна используют сосну, ель, ореховое дерево. В корпусе выдалбливают три отверстия. Натяжение струн регулируется колками, под которыми расположены лиги. При их помощи исполнитель может быстро поменять высоту звука на тон или полутон. Тройные струны натягивают в 24 ряда. Армянский и персидский канон может иметь до 26 рядов струн.

Играют на нем, уложив на колени. Звук извлекают щипками струн пальцами обеих рук, на которые надевается плектр – металлический наперсток. У каждого народа канон имеет свою высоту звучания. В отдельную разновидность выведен бас-канун, выше других звучит азербайджанский инструмент.

Игра на кануне

История

Армянский канон – самый старый. Играть на нем умели еще в средневековье. Постепенно разновидности инструмента распространились по территории Ближнего востока, плотно вошли в культуру арабского мира. Устройство кануна напоминало европейскую цитру. Корпус украшали красивые национальные орнаменты, надписи на арабском, картинки, рассказывающие о жизни автора.

Играли на инструменте девушки и женщины. С 1969 года игре на ганоне стали обучать в музыкальном училище Баку, а десятилетие спустя открылся класс канонисток в музыкальной академии столицы Азербайджана.

Сегодня на востоке без звучания канона не обходится ни одно мероприятие, он звучит на национальных праздниках. Здесь говорят: «Как европейский музыкант считает обязательным уметь играть на фортепиано, так на востоке исполнители музыки обязаны владеть мастерством игры на ганоне».

Ссылка на основную публикацию