Кеманча (кеменче)

Кеманча — струнный музыкальный инструмент. Относится к классу смычковых. Распространен на Кавказе, Ближнем Востоке, Греции и в других регионах.

История инструмента

Прародиной каманча считается Персия. Древнейшие изображения и упоминания персидского струнного смычкового инструмента восходят к XIII веку. Подробные сведения о происхождении инструмента содержатся в трудах персидского музыкального теоретика Абдулгадира Мараги.

Персидский прародитель отличался оригинальной для тех веков конструкцией. Гриф был длинным и безлаадовым, предоставляя больше возможностей для импровизации. Колки крупные. Шейка имела округлую форму. Передняя часть корпуса изготавливалась из кожи рептилий и рыб. Из нижней части корпуса тянется шпиль.

Количество струн 3-4. Единого строя не существует, кеманча настраивалась в зависимости от предпочтений каманчиста. Современные иранские музыканты используют строй скрипки.

Персидская каманча

Для извлечения звука из персидской кеменче используется полукруглый смычок из конского волоса. При игре музыкант упирает шпиль в пол для фиксации инструмента.

Разновидности

Существуют несколько видов инструментов, которые можно назвать кеманчой. Их объединяет схожее строение корпуса, количество струн, правила игры и одинаковый корень в названии. Каждый вид может включать несколько различающихся вариантов кеманчи.

  • Понтийская лира. Впервые появилась в Византии в IX-X веках нашей эры. Поздняя конструкция лиры основана на персидской каманче. Лира получила название в честь древнего греческого названия Черного моря — Понт Эвксинский, на южных берегах которого имела широкое распространение. Понтийский вариант отличается формой корпуса, схожей с бутылем, и небольшим резонаторным отверстием. Играть на лире принято квартами на нескольких струнах одновременно.
Понтийская лира
Понтийская лира
  • Армянский кеман. Произошел от понтийской кеманчи. Корпус армянского варианта был укрупнен, а количество струн увеличено с 4 до 7. Кеман также обладает резонирующими струнами. Дополнительные струны позволяют звучать кеману глубже. Сероб «Дживани» Степанович Лемонян — известный армянский исполнитель кеманист.
  • Армянская кяманча. Отдельная армянская версия каманчи, не связанная с кеманом. Количество струн 3-4. Встречались малые и большие размеры. От размера корпуса зависела глубина звучания. Характерная черта игры на кяманче — прием с натяжением смычка правой рукой. Пальцами правой руки музыкант изменяет тональность звука. Во время игры инструмент держится высокого поднятой рукой.
  • Кабак Кемане. Закавказский вариант, копирующий византийскую лиру. Главное отличие — корпус, изготовленный из особых сортов тыквы.
Кабак Кемане
Кабак Кемане
  • Турецкая кеменче. Также встречается наименование «кемендже». Популярна на территории современной Турции. Корпус имеет половинчатую грушевидную форму. Длина 400-410 мм. Ширина не более 150 мм. Конструкция вырезается из цельной древесины. Классический строй на трехструнных моделях: D-G-D. При игре гриф с колками упирается в плечо кеменчиста. Звук извлекается ногтями рук. Часто используется прием легато.
Турецкая кемендже
Турецкая кемендже
  • Азербайджанская кяманча. Азербайджанская конструкция должна состоять из 3 главных элементов. Гриф крепится к корпусу, а через весь корпус проходит шпиль для фиксации кяманчи. Корпус иногда украшается росписью и декоративными элементами. Длина кяманча — 70 см, толщина — 17,5 см, ширина — 19,5 см. До XX века в Азербайджане были распространены модели с 3, 4 и 5 струнами. Старые варианты имели упрощенную конструкцию: кожа животного натягивалась на обычный срез древесины.

Ссылка на основную публикацию