Колесная лира – музыкальный инструмент родом из Средневековья. Относится к категории струнных, фрикционных. Ближайшие «родственники» – органистр, никельхарпа.
Содержание
Устройство
Выглядит инструмент достаточно необычно, среди его основных составляющих выделяют следующие:
- Корпус. Сделан из дерева, по форме напоминает цифру 8. Состоит из 2 плоских дек, скрепленных широкой обечайкой. Вверху корпус оснащен колковой коробкой и отверстиями, выполняющими роль резонаторов.
- Колесо. Расположено внутри корпуса: посажено на ось, которая, минуя обечайку, соединена с вращающейся рукояткой. Часть обода колеса сквозь специальную прорезь выступает из верхней деки.
- Клавишный механизм. Находится на верхней деке. Коробка включает 9-13 клавиш. Каждая клавиша имеет выступ: при нажатии выступы задевают струну – так происходит звукоизвлечение. Выступы можно поворачивать, перемещая вправо-влево, изменяя, таким образом, звукоряд.
- Струны. Изначальное количество – 3 штуки. Одна мелодическая, две – бурдонные. Средняя струна находится внутри коробки, остальные – за пределами нее. Все струны соединены с колесом: вращаясь, оно извлекает из них звуки. Основная мелодия воспроизводится путем нажатия клавиш: прикасаясь к струне в разных местах, выступы меняют ее длину, а заодно и высоту звука.
Первоначально материалом струн служили жилы животных, у современных моделей они сделаны из металла, нейлона, их количество отличается от средневековых образцов (в большую сторону).
Как звучит колесная лира
Звучание инструмента во многом зависело от качества колеса: точности его центровки, гладкости поверхности. Для благозвучности, чистоты мелодии поверхность колеса перед игрой смазывали канифолем, струны в месте соприкосновения с колесом обматывали шерстью.
Стандартный звук колесной лиры – печальный, слегка гнусавый, монотонный, но мощный.
История
Предшественницей колесной лиры был органиструм – большой по размерам и весу, неудобный инструмент, справиться с которым могла только пара музыкантов. В X-XIII веках органиструм присутствовал почти в каждом храме, монастыре – на нем исполняли духовную музыку. Древнейшее изображение органиструма на английской миниатюре датируется 1175 годом.
Колесная лира быстро распространилась по Европе. Уменьшенный вариант стал популярным среди бродяг, слепых и нищих, исполняющих мелодии для публики ради пропитания.
Новый виток популярности настиг инструмент в XVIII веке: аристократы обратили внимание на старинную диковинку, снова ввели ее в употребление.
На Руси лира появилась в XVII веке. Предположительно, была завезена из Украины, где была чрезвычайно популярно. Существовали специальные учебные заведения, обучавшие украинцев играть на инструменте.
В СССР колесную лиру усовершенствовали: увеличили количество струн, обогатив звучание, вместо колеса поставили ленту-трансмиссию, добавили приспособление, меняющую силу нажима на струну.
Встретить сегодня данный инструмент – большая редкость. Хотя в Государственном оркестре Беларуси он успешно звучит до сих пор.
Техника игры
Исполнитель кладет конструкцию на колени. Некоторые инструменты для большего удобства оснащены ремнями – они накидываются на плечи. Важный момент – положение корпуса: колковая коробка располагается по левую руку от музыканта, слегка отклоняется в сторону, чтобы клавиши не напирали на струну.
Правой рукой исполнитель медленно вращает рукоятку, приводя в движение колесо. Левая рука работает с клавишами.
Часть музыкантов исполняют мелодии, стоя. Такое положение во время игры требует гораздо большего мастерства.
Иные названия
Колесная лира – современное, официальное название инструмента. В других странах его название звучит по-иному:
- Drehleier. Одно из немецких названий. Также инструмент на территории Германии назывался “betterleier”, “leier”, “bauernleier”.
- Рыля. Украинское название лиры, пережившей невероятную популярность среди местного населения на рубеже XVIII-XIX веков.
- Vielle. Французское “имя» лиры, и далеко не единственное. Ее также называли “vierelete”, “sambuca”, “chifonie”.
- Hurdy-gurdy. Английское название, применяемое русскими исполнителями – звучит, как «харди-гарди».
- Ghironda. Итальянский вариант. Также в этой стране к лире применимы слова «rotata”, “lira tedesca”, “sinfonia”.
- Tekero. под таким именем лиру знают жители Венгрии.
- Lira korbowa. Так звучит название инструмента на польском языке.
- Ninera. под этим именем существует лира в Чехии.
Использование инструмента
Первоначальная роль инструмента – аккомпанемент. Под звуки рыли танцевали, пели песни, рассказывали сказки. Современные исполнители расширили этот перечень. Несмотря на то, что сегодня популярность колесной лиры не так велика, как в эпоху Средневековья, музыканты фольк, рок-групп, ансамблей, играющих джаз, включают ее в свой арсенал.
Среди наших современников использовали усовершенствованную лиру следующие знаменитости:
- Р. Блэкмор – британский гитарист, лидер группы «Deep Purple” (проект “Blacrmore’s Night”).
- Д. Пейдж, Р. Плант – участники группы «Led Zeppelin” (проект «No Quarter. Unledded”).
- “In Extremo” – популярный немецкий коллектив, играющий в стиле фолк-метал (песня «Captus Est”).
- Н. Итон – английский шарманщик, также играющий на колесной лире.
- «Песняры» – вокально-инструментальный ансамбль советского периода, включающий музыкантов русского, белорусского происхождения.
- Ю. Высоков – солист русской рок-группы «Общежитие».
- Б. Маккрири – американский композитор, написал саунд-треки к сериалам «Черные паруса», «Ходячие мертвецы» с участием колесной лиры.
- В. Луферов – российский музыкант, играет на данном инструменте сольные произведения.
- «Kaulakau» – четверка испанских музыкантов, играющих в стиле фолк-джаз.
- «Eluveitie” – швейцарская фолк-метал группа.
- «Omnia» – музыкальная группа, имеющая нидерландско-бельгийский состав, сочиняющая произведения в стиле фолк.