Колесная лира (рыля, харди гарди, органиструм)

Колесная лира – музыкальный инструмент родом из Средневековья. Относится к категории струнных, фрикционных. Ближайшие «родственники» — органистр, никельхарпа.

Устройство

Выглядит инструмент достаточно необычно, среди его основных составляющих выделяют следующие:

  • Корпус. Сделан из дерева, по форме напоминает цифру 8. Состоит из 2 плоских дек, скрепленных широкой обечайкой. Вверху корпус оснащен колковой коробкой и отверстиями, выполняющими роль резонаторов.
  • Колесо. Расположено внутри корпуса: посажено на ось, которая, минуя обечайку, соединена с вращающейся рукояткой. Часть обода колеса сквозь специальную прорезь выступает из верхней деки.
  • Клавишный механизм. Находится на верхней деке. Коробка включает 9-13 клавиш. Каждая клавиша имеет выступ: при нажатии выступы задевают струну – так происходит звукоизвлечение. Выступы можно поворачивать, перемещая вправо-влево, изменяя, таким образом, звукоряд.
  • Струны. Изначальное количество – 3 штуки. Одна мелодическая, две – бурдонные. Средняя струна находится внутри коробки, остальные – за пределами нее. Все струны соединены с колесом: вращаясь, оно извлекает из них звуки. Основная мелодия воспроизводится путем нажатия клавиш: прикасаясь к струне в разных местах, выступы меняют ее длину, а заодно и высоту звука.

Первоначально материалом струн служили жилы животных, у современных моделей они сделаны из металла, нейлона, их количество отличается от средневековых образцов (в большую сторону).

Музыкальный инструмент колесная лира

Как звучит колесная лира

Звучание инструмента во многом зависело от качества колеса: точности его центровки, гладкости поверхности. Для благозвучности, чистоты мелодии поверхность колеса перед игрой смазывали канифолем, струны в месте соприкосновения с колесом обматывали шерстью.

Стандартный звук колесной лиры – печальный, слегка гнусавый, монотонный, но мощный.

История

Предшественницей колесной лиры был органиструм – большой по размерам и весу, неудобный инструмент, справиться с которым могла только пара музыкантов. В X-XIII веках органиструм присутствовал почти в каждом храме, монастыре – на нем исполняли духовную музыку. Древнейшее изображение органиструма на английской миниатюре датируется 1175 годом.

Колесная лира быстро распространилась по Европе. Уменьшенный вариант стал популярным среди бродяг, слепых и нищих, исполняющих мелодии для публики ради пропитания.

Новый виток популярности настиг инструмент в XVIII веке: аристократы обратили внимание на старинную диковинку, снова ввели ее в употребление.

Один из древних экземпляров колесной лиры

На Руси лира появилась в XVII веке. Предположительно, была завезена из Украины, где была чрезвычайно популярно. Существовали специальные учебные заведения, обучавшие украинцев играть на инструменте.

В СССР колесную лиру усовершенствовали: увеличили количество струн, обогатив звучание, вместо колеса поставили ленту-трансмиссию, добавили приспособление, меняющую силу нажима на струну.

Встретить сегодня данный инструмент – большая редкость. Хотя в Государственном оркестре Беларуси он успешно звучит до сих пор.

Техника игры

Исполнитель кладет конструкцию на колени. Некоторые инструменты для большего удобства оснащены ремнями – они накидываются на плечи. Важный момент – положение корпуса: колковая коробка располагается по левую руку от музыканта, слегка отклоняется в сторону, чтобы клавиши не напирали на струну.

Правой рукой исполнитель медленно вращает рукоятку, приводя в движение колесо. Левая рука работает с клавишами.

Часть музыкантов исполняют мелодии, стоя. Такое положение во время игры требует гораздо большего мастерства.

Игра на колесной лире

Иные названия

Колесная лира – современное, официальное название инструмента. В других странах его название звучит по-иному:

  • Drehleier. Одно из немецких названий. Также инструмент на территории Германии назывался “betterleier”, “leier”, “bauernleier”.
  • Рыля. Украинское название лиры, пережившей невероятную популярность среди местного населения на рубеже XVIII-XIX веков.
  • Vielle. Французское “имя» лиры, и далеко не единственное. Ее также называли “vierelete”, “sambuca”, “chifonie”.
  • Hurdy-gurdy. Английское название, применяемое русскими исполнителями – звучит, как «харди-гарди».
  • Ghironda. Итальянский вариант. Также в этой стране к лире применимы слова «rotata”, “lira tedesca”, “sinfonia”.
  • Tekero. под таким именем лиру знают жители Венгрии.
  • Lira korbowa. Так звучит название инструмента на польском языке.
  • Ninera. под этим именем существует лира в Чехии.

Использование инструмента

Первоначальная роль инструмента – аккомпанемент. Под звуки рыли танцевали, пели песни, рассказывали сказки. Современные исполнители расширили этот перечень. Несмотря на то, что сегодня популярность колесной лиры не так велика, как в эпоху Средневековья, музыканты фольк, рок-групп, ансамблей, играющих джаз, включают ее в свой арсенал.

Среди наших современников использовали усовершенствованную лиру следующие знаменитости:

  • Р. Блэкмор – британский гитарист, лидер группы «Deep Purple” (проект “Blacrmore’s Night”).
  • Д. Пейдж, Р. Плант – участники группы «Led Zeppelin” (проект «No Quarter. Unledded”).
  • “In Extremo” – популярный немецкий коллектив, играющий в стиле фолк-метал (песня «Captus Est”).
  • Н. Итон – английский шарманщик, также играющий на колесной лире.
  • «Песняры» — вокально-инструментальный ансамбль советского периода, включающий музыкантов русского, белорусского происхождения.
  • Ю. Высоков – солист русской рок-группы «Общежитие».
  • Б. Маккрири – американский композитор, написал саунд-треки к сериалам «Черные паруса», «Ходячие мертвецы» с участием колесной лиры.
  • В. Луферов – российский музыкант, играет на данном инструменте сольные произведения.
  • «Kaulakau» — четверка испанских музыкантов, играющих в стиле фолк-джаз.
  • «Eluveitie” – швейцарская фолк-метал группа.
  • «Omnia» — музыкальная группа, имеющая нидерландско-бельгийский состав, сочиняющая произведения в стиле фолк.

Ссылка на основную публикацию