Крота (крут, крот)

Народы Западной Европы сумели сохранить аутентичность своей музыкальной культуры, несмотря на многовековое влияние древних римлян и восточных соседей. В XI-XVI веках на территории Уэльса и Ирландии популярностью пользовался струнный музыкальный инструмент крота. Этот был статусный инструмент, звучание которого надолго вытеснило арфу.

Устройство

Более ранний родственник инструмента – лира или ротта. Хордофон состоит из деревянной деки и грифа, с двух сторон от которого вырезаны два больших овальных резонаторных отверстия. Они также служат для удобства захвата грифа рукой.

В верхней части корпуса находятся колки, в нижней – металлический порожек. Между закреплялись 6 струн. У ранних экземпляров их было меньше. В шестиструнном варианте две струны обязательно имеют бурдонное значение. Высота старинного инструмента – 55 сантиметров.

Музыкальный инструмент крота

История

Первые сохранившиеся упоминания кроты относятся к VI веку, но известно, что на этом инструменте играли за тысячелетие до нашей эры. Расцвет хордофона пришелся на эпоху Ренессанса. Представители валлийской знати должны были обязательно уметь музицировать на кроте, ее любили слушать английские короли. В Европе хордофон называли по-разному. Кельты называли его «крут», англичане – «крот».

До X века хордофон не имел грифа, 3 или 4 струны натягивались прямо на деку, подобно лире. Играли руками, приводя их в возбуждение щипковыми движениями пальцев. С появлением грифа до 6 увеличилось количество струн, для извлечения звука стали использовать смычок.

Старинный представитель струнных щипковых был «рабочим» инструментом бардов, использовался для сопровождения декламаций, аккомпанемента пению и в танцевальных композициях. Но в конце XVI века он начал терять актуальность, уступив своем место в музыкальной культуре Уэльса скрипке.

Игра на инструменте крота

Техника игры и звучание

Во время игры исполнитель держит кроту на колене вертикально грифом вверх. Левой рукой он захватывает гриф, большим пальцем зажимая две струны. Свободные пальцы зажимают четыре струны с левой стороны. Правой рукой музыкант держит смычок. Диапазон кроты – одна октава. Струны настраиваются парно, начиная слева «до», «ре», «соль» в одной октаве.

Старинный струнный смычковый инструмент окончательно перестал звучать в начале XIX века. Но в эпоху романтизма было сделано множество зарисовок и описаний конструкции, которые сегодня помогают реконструировать кроту, вернув ей историческую значимость в европейской музыкальной культуре.

Ссылка на основную публикацию