Мандолина

Мандолина — один из самых известных европейских струнных инструментов, сохраняющий популярность и в XXI веке.

Что такое мандолина

Тип — струнный щипковый музыкальный инструмент. Относится к классу хордофонов. Принадлежит к семейству лютневых. Родина инструмента — Италия. Существует множество национальных вариантов, но самое большое распространение получили неаполитанская и ломбардская модели.

Музыкальный инструмент мандолина

Устройство инструмента

Корпус выполняет роль резонатора и присоединяется к грифу. Резонирующее тело может выглядеть как миска или коробка. Традиционные итальянские модели имеют грушевидный корпус. Примерно в середине корпуса вырезано звуковое отверстие. Количество ладов грифа — 18.

Одним концом струны крепятся к колковому механизму настройки на верхушке грифа. Струны протягиваются над всей длиной грифа и звукового отверстия, закрепляясь на нижнем порожке. Количество струн — 8-12. Струна обычно изготавливается из металла. Распространенный строй — G3-D4-A4-E5.

Из-за особенностей конструкции промежутки между затуханием звучания звуков меньше, чем у других струнных инструментов. Это дает возможность музыкантам эффектно использовать технику тремоло — быстрое повторение одной ноты.

Устройство мандолины

Виды мандолин

Наибольшую популярность получили следующие виды мандолин:

  • Неаполитанская. Количество струн — 8. Настроена по типу скрипки в унисон. Используется в академической музыке.
  • Миланская. Отличается увеличенным числом струн до 10. Струны двойные.
  • Пиколло. Отличие — уменьшенный размер. Расстояние от верхнего порожка до бриджа — 24 см.
  • Октавная мандолина. Особый строй заставляет ее звучать на октаву ниже неаполитанской. Мензура 50-58 см.
  • Мандочелло. Внешний вид и размер схож с классической гитарой. Длина — 63-68 см.
  • Люта. Модифицировнная версия мандочелло. Отличается пятью парами струн.
  • Мандобас. Инструмент совмещает черты мандолины и контрабаса. Длина — 110 см. Количество струн 4-8.

По примеру электрогитары также была создана электромандолина. Характеризуется корпусом без звукового отверстия и установленным звукоснимателем. Некоторые модели имеют дополнительную струну. Такие версии называются электромандолинами с расширенным диапазоном.

Разновидности мандолин

История

В пещере Труа-Фрер сохранились наскальные рисунки. Изображения датируются примерно 13 000 годом до нашей эры. На них изображен музыкальный лук — первый известный струнный инструмент. От музыкального лука пошло дальнейшее развитие струнных. С увеличением количества струн появились арфы и лиры. Каждая струна стала отвечать за отдельные ноты. Тогда музыканты научились играть диадами и аккордами.

Лютня появилась в Месопотамии в IV веке до н.э. Древние лютни изготавливались в двух вариантах — коротком и длинном.

Древний музыкальный лук и лютня — дальние родственники мандолины. Этот факт заставляет лютню отличаться менее проработанной конструкцией. Страна происхождения мандолины — Италия. Предвестником ее появления стало изобретение сопрановой лютни.

Впервые мандолина появилась в Италии в качестве мандолы. Примерное время появления — XIV век. Изначально инструмент считался новой моделью лютни. Из-за дальнейших модификаций конструкции разница с лютней стала существенной. Мандола получила расширенную шейку и увеличенную мензуру. Длина мензуры — 42 см.

Исследователями считается, что современную конструкцию инструмент получил в XVIII веке. Изобретатели — семья неаполитанских музыкантов Виначиа. Самый известный экземпляр создал Антонио Виначиа в конце XVIII века. Оригинал сохранился в музее Великобритании. Схожий инструмент также создал Джузеппе Виначиа.

История мандолины

Изобретения семьи Виначиа носят название неаполитанская мандолина. Отличия от старых моделей — усовершенствованная конструкция. Неаполитанская модель набирает большую популярность к концу XIX века. Стартует массовый серийный выпуск в странах Европы. Желая усовершенствовать инструмент, музыкальные мастера разных стран принимаются за эксперименты со строением. В итоге французы создают инструмент с обратным натяжением, а в Российской Империи изобретают вариант с улучшающей звучание двойной верхней декой.

С развитием популярной музыки популярность классической неаполитанской модели падает. В 30-х годах XX века модель инструмента с плоским корпусом широко распространяется среди джазовых и кельтских исполнителей.

Использование

Мандолина — разноплановый инструмент. В зависимости от жанра и композитора может играть сольную, аккомпанирующую и ансамблевую роль. Изначально использовался в народной и академической музыке. Композиции сочиненные народом получили вторую жизнь с появлением популярной фолк-музыки.

Британская рок-группа «Led Zeppelin» использовала мандолину при записи песни «The Battle of Evermore» 1971 года для своего четвертого альбома. Партию инструмента исполнил гитарист Джимми Пейдж. По его словам он впервые взял в руки мандолину и вскоре сочинил главный рифф песни.

Американская рок-група «R.E.M.» записала свой самый успешный сингл «Losing My Religion» в 1991 году. Песня отличается ведущим использованием мандолины. Партию сыграл гитарист Питер Бак. Композиция заняла 4 позицию в топе Billboard и получила несколько премий «Грэмми».

Советская и российская группа «Ария» также использовала мандолину в своих некоторых песнях. На постоянной основе инструмент использует Ричи Блэкмор из группы «Blackmore’s Night».

Игра на мандолине

Как играть на мандолине

Перед обучением игры на мандолине начинающий музыкант должен определиться с предпочтительным жанром. Классическую музыку играют моделями неаполитанского стиля, для популярной сгодятся остальные разновидности.

На мандолине принято играть медиатором. Медиаторы различаются размером, толщиной и материалом. Чем толще медиатор, тем сочнее будет звук. Недостаток — сложность игры для новичка. Толстые медиаторы требуют больших усилий при удержании.

При игре корпус ставится на колени. Гриф направляется вверх под углом. Левая рука отвечает за удержание аккордов на грифе. Права рука медиатором извлекает ноты из струн. Продвинутые техники игры можно выучить с музыкальным преподавателем.

Ссылка на основную публикацию