Октобас

В XVII веке скрипичных дел мастера пытались создать инструмент, звучание которого было бы ниже, чем у контрабаса. Многочисленные эксперименты привели к появлению в скрипичном семействе экземпляра гигантских габаритов. Широкого применения в музыкальной культуре октобас не получил, но некоторые симфонические оркестры используют его для придания особого колорита старинным классическим произведениям.

Что такое октобас

Крупный хордофон в семействе струнных скрипичных выглядит, как контрабас. Основное отличие между инструментами – размеры. У октобаса они намного больше – высота около четырех метров. Ширина корпуса в самом объемном месте достигает двух метров. Гриф трехструнный, оборудован настроечными колками. Верхняя часть корпуса имеет рычаги. Нажимая на них, музыкант осуществлял прижатие струн к планке.

Музыкальный инструмент октобас

Как звучит октобас

Инструмент производит низкий звук на грани возможностей человеческого слуха. Если бы существовали еще более низкие звуки, то люди их просто бы не слышали. Поэтому далее экспериментировать с размерами было бессмысленно.

Строй определяют три ноты: «до», «соль», «ре». Звучание глухое, частота «до» субконтроктавы 16 Гц. В музыкальной практике использовался очень ограниченный диапазон, заканчивающийся «ля» контроктавы. Изобретателей разочаровал звук октобаса, он менее глубокий и насыщенный по сравнению с «младшим братом».

История создания инструмента

Одновременно идея увеличения корпуса контрабаса возникла у мастеров из разных стран. Наименьший из «гигантов» представлен английским музеем. Его высота 2,6 метра. Играли на нем сразу два человека. Один взбирался на специальную подставку и зажимал струны, другой водил смычком. Прозвали этот инструмент «Голиаф».

В середине XVII века Париж увидел октобас на метр больше, чем английский. Его создал Жан Батист Вийом. Мастер внес конструктивные коррективы, чтобы сделать игру на большом контрабасе технически менее сложной. Он оснастил струнный музыкальный инструмент тяговым механизмом, который приводился в действие рядом рычагов в верхней части и педалями снизу.

История создания октобаса

Еще дальше пошел американец Джон Гейер. Его октобас был впечатляющей высоты – четыре с половиной метра. Разместить его можно было далеко не в любом помещении. Играть на гигантских инструментах было технически сложно. Разочаровывали они и своим неполноценным звучанием. По сравнению с контрабасом в нем было мало красок, насыщенности, глубины звука.

Со временем, поняв необоснованность идеи, мастера перестали экспериментировать с размером корпуса. Они вновь обратили свое внимание на контрабасы, усовершенствования которых позволили получить низкий звук добавлением пятой струны в строе «до» контроктавы. Дополнительные нижние звуки позволил получать и специальный механизм, «удлиняющий» самую низкую струну.

Как играют на октобасе

Техника игры на «гиганте» схожа с приемами исполнения музыки на скрипке или другом струнном смычковом инструменте. Несколько веков назад музыканты поднимались на специальную площадку, рядом с которой устанавливался октобас. Но даже такое положение создавало трудности при нажатии струн. Поэтому исключалась возможность быстрых темпов, скачков, пассажей. Сложно сыграть даже простую гамму, так как ее звучание исказят значительные интервалы между нотами.

Среди знаменитых композиторов большое внимание партии октобаса в своих произведениях уделял Рихард Вагнер. Он стремился к созданию идеальной плотности звуков, специально писал для гигантского контрабаса. Использовали возможность понизить звук до предела Чайковский, Берлиоз, Брамс, Вагнер. Современные композиторы потеряли интерес к инструменту, используют его очень редко. Из самых известных можно отметить произведение «Four Poems» Адама Гилберти.

Игра на октобасе

Подобные инструменты

Контрабас и виола – не единственные, с размерами которых экспериментировали мастера. Среди струнных есть еще один «великан», который сегодня можно услышать в народных ансамблях. Это балалайка-контрабас. Его длина около 1,7 метра. Среди других балалаек он имеет самый низкий звук, выполняет басовую функцию.

Увеличение размеров затронуло и духовые инструменты. Так появился контрабас-саксофон, высотой до двух метров, контрабас-флейта, размером с человеческий рост. За время существования октобаса нередко появлялись высказывания, что мастера трудились зря, плод их труда неинтересен и не расширяет возможностей оркестра.

Но исследования, эксперименты с низкими частотами позволили музыкантам сделать другие важные открытия. Для культуры же труд мастеров бесценен. Октобас долгое время был единственным инструментом, звучание которого граничит с возможностями человеческого слуха.

Ссылка на основную публикацию