Саз

Среди музыкальных инструментов родом с Востока важную позицию занимает саз. Его разновидности встречаются практически во всех азиатских странах – Турции, Азербайджане, Армении, Казахстане, Иране, Афганистане. В России восточный гость присутствует в культуре татар, башкир.

Что такое саз

Название инструмента пришло из персидского языка. Именно персидский народ, наиболее вероятно, и являлся изготовителем первой модели. Создатель остался неизвестным, саз считается народным изобретением.

Сегодня «саз» — собирательное название для целой группы инструментов, обладающих схожими признаками:

  • грушевидным объемным корпусом;
  • длинной прямой шейкой;
  • головкой, оснащенной ладами;
  • различным количеством струн.

Инструмент является родственным лютне, принадлежит семейству тамбуров. Диапазон современных моделей – примерно 2 октавы. Звук – нежный, звонкий, приятный.

Музыкальный инструмент саз

Строение

Строение достаточно простое, практически не изменившееся за многовековое существование данного струнного инструмента:

  • Корпус. Деревянный, глубокий, формой напоминающий грушу, имеющий плоскую переднюю часть, выпуклую заднюю.
  • Шейка (гриф). Деталь, идущая вверх от корпуса, плоской или округлой формы. Вдоль нее нанизаны струны. Количество струн различается, зависит от разновидности инструмента: армянский снабжен 6-8 струнами, турецкий саз – 6-7 струнами, дагестанский – 2 струнами. Существуют модели, имеющие 11 струн, 4 струны.
  • Головка. Плотно примыкает к шейке. Передняя часть оснащена ладками, служащими для настройки инструмента. Количество ладов различается: встречаются варианты, обладающие 10, 13, 18 ладами.

Изготовление

Процесс производства непрост, чрезвычайно трудоемок. Каждая деталь требует использования разных пород дерева. Вариативность древесины дает возможность добиться идеального звучания, получить настоящий инструмент, соответствующий древним восточным традициям.

Мастера используют древесину ореха, тутового дерева. Материал предварительно тщательно просушивается, наличие влаги недопустимо. Грушевидную форму корпусу придают реже путем долбежки, чаще – склеиванием, соединением отдельных деталей. Требуется нечетное количество одинаковых клепок (как правило, берут 9), чтобы получить нужную форму, размер корпуса.

К узкой стороне корпуса монтируется шейка. На шейку надевается головка, к которой прикручиваются лады. Остается нанизать струны – теперь инструмент готов полноценно звучать.

Разновидности саза

История инструмента

Родиной считается Древняя Персия. Похожий инструмент, называющийся танбуром, описан средневековым музыкантом Абдулгадиром Мараги в XV веке. Напоминать современную форму саза восточный инструмент начал в XVI веке – такой вывод делает в своих исследованиях азербайджанский знаток искусства Меджун Керимов.

Саз является одним из древнейших инструментов тюркских народов. Его использовали, аккомпанируя певцам, повествующим об исторических событиях, исполнявшим любовные песни, баллады.

Изготовление старинных моделей было делом чрезвычайно длительным. Пытаясь привести дерево в надлежащий вид, материал высушивали несколько лет.

Наибольшее распространение получил азербайджанский саз. У данного народа он стал незаменимым атрибутом ашугов – народных певцов, сказителей, сопровождавших пение, рассказы о подвигах героев сладкими звуками музыки.

Первые модели саза были небольших размеров, обладали 2-3 струнами, сделанными из шелковых нитей, конских волос. Впоследствии модель увеличивалась в размерах: удлинялся корпус, шейка, росло количество ладков, струн. Любая народность стремилась «подогнать» конструкцию под исполнение собственных музыкальных произведений. Различные части сплющивались, вытягивались, укорачивались, снабжались дополнительными деталями. Сегодня существует множество разновидностей данного инструмента.

Татарский саз представлен вниманию туристов в Музее истории, культуры крымских татар (город Симферополь). Старинная модель датируется XVI веком.

Как играть на сазе

Играют на струнных разновидностях 2 способами:

  • используя пальцы обеих рук;
  • используя, помимо рук, специальные приспособления.

Профессиональные музыканты извлекают звук плектром (медиатором), изготовленным из специальных пород дерева. Защипывание струн плектром позволяет применять игровой прием тремоло. Встречаются плектры, сделанные из древесины черешни, вишни.

Игра на сазе

Чтобы исполнитель не уставал орудовать рукой, корпус снабдили удерживающим ремнем: перекинутый через плечо, он позволяет легко удерживать конструкцию в районе груди. Музыканту чувствует свободу, полностью сосредотачивается на процессе игры.

Использование

Средневековые музыканты использовали саз практически повсеместно:

  • им поднимали воинский дух армии, ждущей сражения;
  • развлекали гостей на свадьбах, торжествах, праздниках;
  • сопровождали поэзию, сказания уличных музыкантов;
  • он являлся незаменимым спутником пастухов, не давал скучать во время исполнения обязанностей.

Сегодня это незаменимый участник оркестров, ансамблей, исполняющих народную музыку: азербайджанскую, армянскую, татарскую. Отлично сочетаясь со свирелью, духовыми, он способен дополнять основную мелодию или солировать. Его технические, художественные возможности способны передать любую гамму чувств, поэтому многие восточные композиторы пишут музыку для сладкоголосого саза.

Ссылка на основную публикацию