Цимбалы

Цимбалы — один из древнейших и самых распространенных музыкальных инструментов мира.

Что такое цимбалы

Класс — струнный ударный музыкальный инструмент. Относится к хордофонам.

Наибольшую популярность сохраняет в восточной Европе. Особо выделяются венгерские цимбалы, активно использующиеся в национальном творчестве венгров.

Венгерские цимбалы
Венгерские цимбалы

Строение представляет собой корпус с деками. Популярный материал корпуса — дерево, но встречаются и другие варианты.

Между декой натянуты струны. Стальные струны разбиты в группы по 3. Струны звучат в унисон. Басовые струны покрыты медью. Установлены в группы по 3 штуки, также настроены в унисон.

Особенности звукоизвлечения

В основе игры на цимбалах лежит техника специального молоточка. С помощью него по струнам инструмента наносятся удары, что вызывает их колебание и звучание. Если после удара струны не приглушиваются, то вибрации распространяются на соседние струны, что вызывает гул. Кроме молоточка можно использовать деревянные палочки.

Разновидности

Цимбалы делятся на концертные и народные. Отличаются размером и способом фиксации.

Нижняя часть народных — 75-115 см. Верхняя — 51-94 см. Бока — 25-40 см. Ширина — 23.5-38 см. Высота — 3-9 см. Эта разновидность считается компактной и удобной для перемещения. Способ фиксации — ремешок, крепящийся на плече или шее музыканта.

Нижняя часть концертных — 1 метр. Верхняя — 60 см. Боковые части — 53.5 см. Высота 6.5 см. Ширина — 49 см. Фиксация — ножки с обратной стороны корпуса. Отличительная особенность концертных моделей — наличие демпфера. Предназначение — быстрое прекращение колебания струн. Демпфер выполнен в виде педали. Чем сильнее цимбалист нажимает на педаль, тем сильнее глушится звук струн.

Игра на цимбалах

История цимбал

Первые прототипы цимбал были обнаружены у месопотамских народов. Первые рисунки похожих инструментов датируются IX тысячелетием до н. э. Принадлежность — народ вавилонян. Ассирийские изображения были сделаны в VII веке до н. э. Шумерский вариант изображен на рисунках IV-III веков до н.э.

Древние варианты характеризуются корпусом треугольной формы. Первоначальная форма делала инструмент похожим на модифицированную арфу.

Схожее изобретение появилось и в Древней Греции. Монохорд был устроен по одному принципу с современными цимбалами. В основе конструкции — резонаторный ящик. Форма — прямоугольная. Серьезное отличие заключалось в наличии всего одной струны. Монохорд использовался в науке для исследования музыкальных интервалов.

Путь попадания цимбал в Европу неизвестен. Историки предполагают, что инструмент могли принести с собой цыгане или арабы. В Европе цимбалы обрели славу среди феодалов. В «Книге о двадцати искусствах» XIV века новомодный инструмент описан как «имеющий отличное сладкое звучание». В этой же книге упоминается, что хордофоны использовались при исполнении придворной и бюргерской музыки.

Изначально европейцы использовали цимбалы в сольных композициях. В XVI веке инструмент получил аккомпанирующее применение, а позже проник в ансамбли. Первое использование в оперном искусстве — 1753 год, Испания.

В 1700х годах немцами была разработана своя версия, под названием хакбретт. Примерно в это же время Панталеон Гебенштрайт модифицировал цимбалы. В его варианте появились клавиши. Модель названа паталеоном в честь имени создателя. В будущем изобретение Гебенштрайта превратится в современное фортепьяно.

В России инструмент известен в XV-XVI веках. В письменных хрониках содержится сведения об его использовании при царском дворе. Известные российские цимбалисты тех лет: Милентий Степанов, Андрей Петров, Томило Бесов. Немецкий вариант обрел популярность в XVIII веке среди элит.

Современный вариант цимбал появился в конце XIX века. Изобретатель — Йожеф и Венцель Шунда. В XX веке была проведены незначительные модификации конструкции. Цель изменений — повышение надежности, долговечности и громкости звучания.

Музыкальный инструмент цимбалы

Реконструкция инструмента

Первые реконструкции классических цимбал произведены в 20х годах XX века. Авторы реконструкции — Д. Захаров, К. Сушкевич.

Задача при реконструкции — восстановление прежней формы и конструкции. Извлекаемый звук должен быть громким, насыщенным и четко разделенным на октаву. Вид молоточков был пересмотрен. Их длина была уменьшена. Таким образом музыкант может самостоятельно приглушивать звенящие струны.

Реконструированный Захаровым и Сушкевичем вариант стал использоваться на концертах до 60х годов. Тогда были проведены очередные изменения конструкции. Задача изменений — расширение диапазона звучания. Цель была достигнута установкой двух новых подставок. Авторы изменения — В. Крайко и И. Жинович.

Из-за усовершенствования конструкции вес хордофона значительно увеличился. Чтобы убрать нагрузку с коленей исполнителя, к нижней части корпуса стали приделывать 4 ножки. Таким образом инструмент стало возможным устанавливать на стол.

Техники игры

При звукоизвлечении музыкант может задействовать всю руку или одну кисть. Может применяться техника тремоло. Тремоло — быстрое повторение одного звука.

Современные исполнители используют расширенную технику игры. Удары палочкой проводятся не только по струнам, но и по краю корпуса. Получаемый звук схож со звучанием кастаньета. Также используется прием игры флажолетом, глиссандо, вибрато и сурдиной.

Белорусские цимбалы

Цимбалы в странах мира

Инструмент схожий по строению и принципу использования — музыкальный лук. Распространен в Африке и Южной Америке. Внешне похож на охотничий лук с закрепленной между двумя вершинами струной. Может также выглядеть как изогнутая палка. Материал изготовления — дерево. Длина — 0.5-3 м. В качестве резонатора используется металлическая миска, сушеная тыква или рот музыканта. Каждая струна отвечает за одну ноту. Таким образом на музыкальном луке можно играть аккордами. Вариация музыкального лука под названием «ку» встречается в Новой Зеландии.

Индийский вариант называется сантурой. В качестве струн сантуры используется трава мунджа. Палочки изготавливают из бамбука. Применяется в народном музыкальном творчестве.

В Украине в 1922 году Леонидом Гайдамаком исполнялись концерты с использованием цимбал. Интересный факт: в выступлениях задействованы 2 уменьшенных инструмента. Варианты малого размера были созданы для облегчения транспортировки.

С 1952 года в Молдове преподаются уроки игры на цимбалах в Кишиневской консерватории.

Как выглядят цимбалы?

Известные цимбалисты

Аладар Рац — венгерский музыкант. Один из самых выдающихся цимбалистов в истории. Среди его наград Кошутовская премия 1948 года, звания заслуженного и выдающегося артиста Венгрии.

Музыкант был родом из цыганской семьи. По традициям, в возрасте трех лет ему предложили научиться играть на любом музыкальном инструменте. Рац решил обучаться игре на цимбалах.

Своими достижениями Аладар Рац популяризировал цимбалы в первой половине XX века. Инструмент стал восприниматься серьезно и использоваться на концертах.

Австро-венгерский композитор XIX века Эркель Ференц представил инструмент в оперном оркестре. Среди работ Ференца — «Бан Банк», «Батори Мария», «Шарольта».

В СССР был свой цимбалист-виртуоз — Иосиф Жинович. Среди его наград премия Всесоюзного конкурса исполнителей, звание Народного артиста СССР, Заслуженного артиста БССР, несколько орденов «Знак Почета» и Орден Трудового Красного Знамени.

Известные композиции для цимбал от Жиновича: «Белорусская сюита», «Белорусская протяжная и хороводная», «Белорусская песня и танец». Также Жинович написал несколько учебных пособий по игре на цимбалах. Например, в 1940х годах был выпущен учебник «Школа для белорусских цимбал».

Ссылка на основную публикацию