Виолончель

Виолончель считается самым выразительным музыкальным инструментом. Исполнитель, владеющий игрой на ней, способен успешно солировать, не менее успешно выступать в составе оркестра.

Что такое виолончель

Виолончель принадлежит к семейству струнных смычковых музыкальных инструментов. Классический вид конструкция приобрела благодаря усилиям итальянских мастеров, которые называли инструмент violoncello (в переводе – «маленький контрабас») или сокращенно – cello.

Внешне виолончель выглядит, как скрипка или альт, только гораздо больших размеров. Исполнитель не держит ее в руках, ставит перед собой на пол. Устойчивость нижней части придает специальная подставка, называемая шпилем.

Музыкальный инструмент виолончель

Виолончель обладает сочным, певучим звучанием. Используется оркестром, когда необходимо выразить печаль, тоску, прочие глубоко лиричные настроения. Проникновенные звуки напоминают человеческий голос, идущий из глубины души.

Диапазон составляет 5 полных октав (начиная от «до» большой октавы, оканчивая «ми» третьей октавы). Строй струн – на октаву ниже альта.

Несмотря на внушительный вид, вес инструмента невелик – всего 3-4 кг.

Как звучит виолончель

Виолончель звучит невероятно выразительно, глубоко, ее мелодии напоминают человеческую речь, разговор по душам. Ни один инструмент не способен так точно, проникновенно передать практически весь спектр существующих эмоций.

Виолончели нет равных в ситуации, когда требуется передать трагичность момента. Кажется, она плачет, рыдает.

Низкие звуки инструмента схожи с мужским басом, верхние напоминают женский альтовый голос.
Строй виолончели предполагает написание нот в басовом, скрипичном, теноровом ключах.

Игра на виолончели

Строение виолончели

Строение схоже с другими струнными (гитарой, скрипкой, альтом). Основными элементами являются:

  • Головка. Состав: колковая коробочка, колков, завиток. Соединяется с грифом.
  • Гриф. Здесь в специальных пазах располагаются струны. Количество струн стандартное– 4 штуки.
  • Корпус. Материал изготовления – дерево, покрытое лаком. Составные части: верхняя, нижняя деки, обечайка (боковая часть), эфы (резонаторные отверстия в количестве 2 штук, украшающие лицевую часть корпуса, называются так, потому что формой напоминают букву «f»).
  • Шпиль. Располагается в нижней части, помогает конструкции упираться в пол, обеспечивает устойчивость.
  • Смычок. Отвечает за звукоизвлечение. Бывает разных размеров (от 1/8 до 4/4).

Устройство виолончели

История инструмента

Официальная история виолончели начинается в XVI веке. Она вытеснила из оркестра предшественницу под названием виола да гамба, так как звучала гораздо благозвучнее. Существовало множество моделей, отличающихся размером, формой, музыкальными возможностями.

XVI — XVII века – период, когда итальянские мастера совершенствовали конструкцию, добиваясь раскрытия всех ее возможностей. Благодаря совместным усилиям, свет увидела модель со стандартным размером корпуса, единым количеством струн. Имена умельцев, приложивших руку к созданию инструмента, известны всему миру – А. Страдивари, Н. Амати, К. Бергонци. Интересный факт – самыми дорогими на сегодняшний день являются виолончели руки Страдивари.

Виолончель Николо Амати и Антонио Страдивари
Виолончель Николо Амати и Антонио Страдивари

Классическая виолончель быстро набирала популярность. Для нее писали сольные произведения, затем пришла очередь занять почетное место в оркестре.

ХХ век – очередная ступень к всеобщему признанию. Виолончель становится одним из ведущих инструментов, игре на ней обучают учеников музыкальных школ, без нее немыслимо исполнение классических произведений. Оркестр включает в состав минимум 8 виолончелистов.

Репертуар инструмента весьма разнообразен: концертные программы, сольные партии, сонаты, аккомпанемент.

Размерный ряд

Играть, не испытывая неудобств, музыкант может, если верно подобран размер инструмента. Размерный ряд включает следующие варианты:

  • 1/4
  • 1/2
  • 3/4
  • 4/4

Последний вариант – наиболее распространенный. Именно его используют профессиональные исполнители. 4/4 подойдет взрослому человеку, имеющему стандартное телосложение, средний рост.

Остальные варианты приемлемы для низкорослых музыкантов, воспитанников детских музыкальных школ. Исполнители, имеющие рост выше среднего, вынуждены заказывать изготовление инструмента подходящих (нестандартных) габаритов.

Техника игры

Виолончелисты-виртуозы используют следующие основные приемы игры:

  • флажолет (извлечение звука-обертона путем прижатия струны мизинцем);
  • пиццикато (извлечение звука без помощи смычка, щипком струны пальцами);
  • трель (обыгрывание основной ноты);
  • легато (плавное, связное звучание нескольких нот);
  • ставка большого пальца (облегчает игру в верхнем регистре).

Порядок игры предполагает следующее: музыкант сидит, помещая конструкцию между ногами, слегка наклоняя корпусу к телу. Корпус опирается на шпиль, облегчая исполнителю задачу по удержанию инструмента в правильном положении.

Виолончелисты перед началом игры натирают смычок особым видом канифоли. Подобные действия улучшают сцепление волоса смычка и струн. По окончании музицирования канифоль тщательно удаляют, дабы избежать преждевременной порчи инструмента.

Ссылка на основную публикацию