Английский рожок (альтовый гобой)

Певучесть, напоминающая пастушьи наигрыши, характерна для деревянного духового инструмента английский рожок, с происхождением которого до сих пор связано множество загадок. В симфоническом оркестре его участие невелико. Но именно посредством звучания этого музыкального инструмента композиторы добиваются ярких красок, романтических акцентов, красивых вариаций.

Что такое английский рожок

Этот духовой инструмент – усовершенствованный вариант гобоя. О своем знаменитом сородиче английский рожок напоминает полностью идентичной аппликатурой. Главные отличия – больший размер и звучание. Удлиненный корпус позволяет альтовому гобою звучать на квинту ниже. Звук получается мягкий, густой с полным тембром.

Музыкальный инструмент английский рожок

Инструмент транспонирующий. При игре высота его реальных звуков не совпадает с нотированной. Для большинства людей такая особенность ничего не говорит. Но слушатели с абсолютным слухом без труда распознают участие альтового гобоя в симфоническом оркестре. Транспозиция – отличительная черта не только английского рожка, такой же особенностью обладают альтовая флейта, кларнет, мюзетт.

Устройство

Трубку инструмента изготавливают из древесины. От своего «родственника» она отличается округленным грушевидным раструбом. Извлечение звука происходит за счет выдувания воздуха через металлический «эс», который удерживает трость. На корпусе находится определенное количество отверстий и крепится система клапанов.

Строй на квинту ниже, чем у гобоя. Диапазон звучания незначительный – от ноты «ми» малой октавы до ноты «си-бемоль» второй. В партитурах музыка для альтового гобоя пишется в скрипичном ключе. Для инструмента характерна малая техническая подвижность, которая компенсируется кантиленностью, протяжностью, бархатистостью звуков.

Игра на альтовом гобое

История альтового гобоя

Английский рожок был создан в начале XVIII века на территории современной Польши или Германии, ранее эти земли назывались Силезия. Источники указывают на разные версии его происхождения. По одним его создал силезский мастер Вайгель и альтовый гобой был выполнен в форме дуги. Другие источники заявляют, что творение принадлежит немецкому инструментальному изобретателю Айхентопфу. За основу он взял гобой, усовершенствовав его звучание при помощи округлого раструба и удлинения канала. Мастер был удивлен приятным, мягким звуком, который издавал инструмент. Он решил, что такая музыка достойна ангелов и назвал его Engels Horn. Созвучность со словом «английский» дало название рожку, который не имеет никакого отношения к Англии.

Применение в музыке

Альтовый гобой – один из немногих транспонирующих инструментов, которым доверена сольная партия в музыкальных произведениях. Но такого авторитета он добился не сразу. В первые годы на нем играли по партитурам для других схожих с ним духовых. Новаторами в продвижении английского рожка стали Глюк и Гайдн, за ними последовали другие композиторы восемнадцатого столетия. В XIX веке он стал пользоваться большой популярностью у итальянских оперных композиторов.

Английский рожок в футляре

В симфонической музыке альтовый гобой применяется не только для создания специальных эффектов, лирических партий, пасторальных или меланхолических отступлений, но и как самостоятельный участник оркестра. Соло для рожка написаны Рахманиновым, Яначеком, Родриго.

Несмотря на то, что исключительно сольная литература для этого инструмента немногочисленна, а услышать концертное индивидуальное исполнение на альтовом гобое можно очень редко, он стал настоящим украшением симфонической музыки, достойным представителем семейства деревянных духовых язычковых инструментов, способным донести яркие, характерные интонации, задуманные композитором.

Ссылка на основную публикацию