Гобой

Многие люди даже не подозревают о существовании гобоя — инструмента превосходного звучания. Несмотря на технические недостатки, он сильно превосходит остальные духовные инструменты своей звуковой выразительностью. По эстетике и глубине тональности он занимает лидирующую позицию.

Что такое гобой

Слово «гобой» переводится с французского языка, как «высокое дерево». Он представляет собой деревянный духовой музыкальный инструмент с непревзойдённым мелодичным, тёплым, слегка «гнусоватым» тембром.

Музыкальный инструмент гобой

Устройство

Инструмент состоит из полой трубки размером 65 см, имеет три части: нижнее и верхнее колено, раструб. Из-за такой сборной конструкции проблем с транспортировкой инструмента нет. Боковые отверстия позволяют изменять высоту звука, а система клапанов предоставляет возможность это улучшить. Обе трости, похожие на две скреплённые тонкие пластины, изготовленные из тростника, придают тембру некоторую характерную гнусоватость. Благодаря непревзойденной значимости он оправдывает сложность своего производства.

Механика гобоя является сложнейшей среди собратьев, так как требует изготовления 22-23 мельхиоровых клапанов. Обычно они изготовляются из африканского чёрного дерева, реже — фиолетового.

Строение гобоя

История происхождения

Впервые инструмент упоминается в 3000 году до н.э., но самым ранним его «собратом» считается серебряная свирель, найденная в гробнице шумерского царя примерно 4600 лет назад. Позже наши предки пользовались простейшими инструментами из тростника (волынка, зурна) — их обнаружили в Месопотамии, Древней Греции, Египте и Риме. Они уже имели две трубки для непосредственного исполнения мелодии и аккомпанемента. С XII века гобой приобрёл более совершенный вид и стал использоваться на балах, в оркестрах музыкантами Людовика XIV — короля Франции.

Игра на гобое

Разновидности

Существует несколько видов данного духового инструмента.

Английский рожок

Данный термин произошёл в XVII веке благодаря случайному искажению французского слова angle (угол). Английский рожок размерами превосходит гобой. В его состав входит: раструб, изогнутая трубка из металла. Аппликатура полностью совпадает, но техническое оснащение у него хуже своих собратьев, поэтому заметна некая грубоватость звука при мягкости звучания.

Гобой д’амур

По устройству он напоминает английский рожок, но уступает ему размерами и возможностями. Д’амур звучит нежнее, не имеет ярко выраженного тембра, гнусоватости, из-за чего чаще используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.

Геккельфон

Этот инструмент появился в Германии в начале 1900 года. Технически он напоминает гобой, хотя есть и отличия: большая ширина мензуры, раструба; трость надевается на прямую трубку; имеется более низкое звучание на восемь нот. По сравнению с аналогами геккельфон обладает более певучим, выразительным звуком, но при этом редко используется оркестрами. И всё же ему довелось участвовать в таких операх, как «Саломей» и «Электра».

Геккельфон
Геккельфон

Барочное семейство

Эта эпоха принесла инструменту колоссальные изменения. Первые улучшения начались в XVII веке во Франции, когда инструмент разделили на три части. Далее была усовершенствована трость (звук стал чище), появились новые клапаны, пересчитана локация отверстий. Эти нововведения сделали придворные музыканты Оттетер и Филидор, а Жан Багист продолжил их дело, создав марш для оркестра при дворе, что вытеснило виолы, блокфлейты.

Гобой стал пользоваться популярностью у военных, а также получил известность у знатной публики Европы на балах, операх, в ансамблях. Многие ведущие композиторы, например, Бах, стали включать в свои постановки некоторые разновидности этого музыкального инструмента. С этого момента началось время его расцвета, или «золотой век гобоя». В 1600 году пользовались популярностью:

  • барочный гобой;
  • классический гобой;
  • барочный гобой д’амур;
  • мюзетт;
  • дакачча;
  • контрабас гобой.

Гобой в чехле

Венский гобой

Эта модель появилась в начале ХХ века. Её создал Герман Цулегер, и с тех пор она почти не изменилась. Сейчас венский гобой традиционно используется в Венском оркестре. Его изготовлением занимаются всего две фирмы: Гунтрам Вольф и Yamaha.

Современное семейство

XIX век стал революционным для духовых инструментов, ведь уже были созданы кольцевые клапаны, которые позволяли закрыть одновременно пару отверстий и приспособить их к разной длине пальцев. Впервые это новшество применил Теобальд Бём на флейте. Спустя несколько десятилетий Гийом Трибер адаптировал нововведение для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив конструкцию. Новаторство расширило звуковой диапазон и очистила тональность инструмента.

Сейчас всё чаще слышится звучание гобоя в камерном зале. Его часто используют в сольном исполнении и иногда в оркестровом. Наиболее популярными, помимо перечисленных выше видов, являются: мюзетт, классический гобой с коническим раструбом.

Мюзетт
Мюзетт

Родственные инструменты

Родственными инструментами гобоя считаются духовые трубкообразные инструменты. Это произошло из-за схожести их механизма и звучания. К ним относятся как академические, так и народные образцы. Наибольшей популярностью у музыкантов пользуется флейта и кларнет.

Использование

Чтобы сыграть что-либо на инструменте нужно проделать ряд операций:

  1. Смочить трость в воде для удаления слюны, нельзя передерживать.
  2. Просушить её от остатков воды, достаточно будет подуть несколько раз. Вставить трость в главную секцию инструмента.
  3. Поставить кончик инструмента на центр нижней губы, не забыв встать в правильную, устойчивую позицию.
  4. Приставить язык к отверстию кончика, после чего дунуть. Если услышите высокий звук, значит всё сделано верно.
  5. Разместить трость в верхней секции, где расположена левая рука. Указательным и средним пальцем зажать первые клапаны в то время, как первый должен обхватывать трубку сзади.
  6. После игры следует разобрать, почистить всю конструкцию, а затем убрать в футляр.

Современный гобой ещё не достиг пика своей славы из-за сложности использования. Но развитие этого музыкального инструмента продолжается. Есть надежда, что вскоре он сможет затмить своим звучанием всех остальных своих собратьев.

Ссылка на основную публикацию