Предшественник скрипки и виолончели, популярнейший представитель музыкальной культуры эпохи Возрождения и Барокко, струнный смычковый музыкальный инструмент, название которого с итальянского языка переводится, как «цветок фиалки» – это виола. Появившись в конце XV века, она и сегодня главный участник барочных камерных концертов.
Строение виолы
Как и все представители скрипичной группы, инструмент имеет корпус с покатыми формами, выраженной «талией», тупыми углами. Колковая коробка, венчающая широкий гриф, имеет улиткооборазную форму. Колки имеют поперечное расположение. Резонаторные отверстия в виде буквы «С» располагаются по обеим сторонам от струн. Подставка может быть плоской или вертикальной. Виола имеет 5-7 струн.
Играют на хордофоне сидя, уперев одну боковину на ногу или установив инструмент вертикально с упором в пол. Размеры корпуса могут быть разными в зависимости от вида. Наиболее крупная теноровая виола. В ансамбле она выполняет роль баса. Меньший размер имеет виолетта – альт.
Звучание
Несмотря на то, что внешне инструмент схож с семейством скрипичных, его звучание сильно отличается. В отличие от скрипки она имеет мягкий, матовый, бархатистый тембр, динамический рисунок ровный, звук без перегрузок. Поэтому viola так полюбилась ценителям салонной музыки, вельможам, услаждавшим свой слух изысканной музыкой.
В это же время скрипка долго считалась «уличной соперницей», ее крикливый, переходящий на визг звук, не мог конкурировать с размеренными, бархатными тонами виолы. Еще одно важное отличие – возможность варьировать, исполнять тончайшие звуковые нюансы, применять различные техники.
История
Семейство виол начинает формироваться в XIII веке. К тому времени в Европе широко использовались струнные смычковые инструменты, заимствованные в арабском мире, проникшие в Испанию с завоевателями. Так ребек укладывали на плечо, уперев в подбородок, а лиру укладывали на коленях. Виолу стали устанавливать на пол, располагая между колен. Такая манера была обусловлена крупным размером хордофона. Способ игры получил название da gamba.
В Европе XV-XVII веков происходит эра виолы в музыкальной культуре. Она звучит в ансамблях, в оркестрах. Ей отдают предпочтение представители аристократического мира. Музицированию обучаются дети в семействах знати. Знаменитый классик Уильям Шекспир часто упоминает ее в своих произведениях, известный английский живописец Томас Гейнсборо находит в ней вдохновение и часто уединяется для наслаждения изысканной музыкой.
Виола лидирует в оперных партитурах. Для нее пишут Бах, Пуччини, Шарпантье, Массне. Но скрипка уверенно конкурирует со старшей сестрой. К концу XVII века она окончательно вытесняет ее с профессиональной концертной сцены, оставив место лишь для камерного музицирования любителям старинной музыки. Последним преданным этому инструменту музыкантом был Карл Фридрих Абель.
Исполнительская школа возродится только в начале XX века. Инициатором станет Август Венцингер. Виола вернется на профессиональную сцену и займет свое место в классах консерваторий Европы, Америки, России, благодаря Христиану Деберайнеру и Паулю Груммеру.
Виды виол
В истории музыкальной культуры наибольшее распространение получила теноровая представительница семейства. Она чаще всего была задействована в ансамблях и в оркестрах, выполняя басовую функцию. Существовали и другие типы:
- альтовая;
- басовая;
- дискантовая.
Инструменты отличаются размером, количеством струн и строем.
Использование
Чаще всего используется в камерном исполнении. В начале прошлого столетия виола получила новое развитие. Старинный инструмент снова зазвучал со сцены, обучение игре на нем стало популярным в консерваториях. Звучит на камерных концертах в малых залах, послушать музыку приходят любители произведений эпохи Возрождения и Барокко. Услышать хордофон можно и в церквях, где виола сопровождает песнопения во время службы.
Многие музеи мира собирают целые экспозиции, в которых представлены старинные экземпляры. Такой зал есть в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга, в музее Глинки в Москве. Самая значимая коллекция собрана в Нью-Йорке.
Среди современников лучшим исполнителем является итальянский виртуоз Паоло Пандольфо. В 1980 году он записал сонаты Филиппа Эммануэля Баха, а в 2000 году представил миру виолончельные сонаты Иоганна Себастьяна Баха. Пандольфо сочиняет музыку для виолы, выступает с концертами в самых знаменитых залах мира, собирая полные залы ценителей барочной музыки. Особой популярностью среди слушателей пользуется композиция «Violatango», которую музыкант часто исполняет на бис.
В Советском Союзе возрождению аутентичной музыки большое внимание уделял Вадим Борисовский. Во многом благодаря ему, в концертных залах консерваторий Москвы зазвучала старинная виола.