Кобыз (кыл-кобыз)

Казахские шаманы с древних времен умели играть на удивительном струнном смычковом инструменте, звуки которого помогали им общаться с духами предков. Простой народ верил, что кобыз священен, в руках шаманов он обретает особую силу, его музыка способна воздействовать на судьбу человека, изгонять злых духов, исцелять от болезней и даже продлевать жизнь.

Устройство инструмента

Еще в древности казахи научились изготавливать кобыз из цельного куска дерева. Они выдалбливали в куске клена, сосны или березы полый полушар, который с одной стороны продолжала изогнутая шейка с плоской головкой. С другой сооружалась вставка, служившая подставкой во время игры.

Верхней доски инструмент не имел. Чтобы играть на нем, применялся смычок. Его форма напоминает лук, функцию тетивы в котором выполняют конские волосы. Кобыз имеет только две струны. Их свивают из 60-100 волос, привязывают к головке при помощи крепкой нити из верблюжьей шерсти. Инструмент со струнами из конского волоса называется кыл-кобыз, а если используется крепкая нить из верблюжьей шерсти – нар-кобыз. Общая длина от головки до окончания подставки не более 75 сантиметров.

Музыкальный инструмент кобыз

За прошедшие столетия национальный музыкальный инструмент почти не изменился. Его также изготавливают из куска дерева, считая, что только цельные фрагменты могут сохранить душу, способную петь, как вольный ветер, завывать подобно волку или звенеть, как запущенная стрела.

В середине прошлого столетия к двум уже имеющимся добавились еще две струны. Это позволило исполнителям расширить диапазон звучания, воспроизводить на инструменте не только примитивные этнические мелодии, но и сложные произведения русских и европейских композиторов.

История

Легендарный создатель кобыза – тюркский акын и сказитель Коркыт, живший в X веке. Жители Казахстана бережно хранят, передают из уст в уста легенды об этом народном композиторе. Инструмент с древности считается атрибутом носителей тенгрианской религии – баксов.

Шаманы считали его посредником между миром людей и богами. Они привязывали к головке инструмента металлические, каменные подвески, перья совы, внутрь корпуса устанавливали зеркало. Проводя свои загадочные ритуалы в полутемной юрте, они выкрикивали заклинания, заставляя простых людей подчиняться «высшей» воле.

Древний кыл-кобыз

Степные кочевники использовали кобыз, чтобы развеять печаль в долгом пути. Искусство игры на инструменте передавалось от отцов к сыновьям. В начале XX века начались гонения на шаманов, как следствие, прервались традиции игры на инструменте. Кобыз чуть не утратил свое национальное и историческое значение.

Вернуть народный инструмент и даже вывести его на большую сцену удалось казахскому композитору Жаппасу Каламбаеву и преподавателю Алма-Атинской консерватории Даулету Мыктыбаеву.

Легенда о создании кобыза

Во времена, которых уже никто не помнит, жил юноша Коркут. Ему было суждено умереть в 40-летнем возрасте – так напророчил старец, явившийся во сне. Не желая поддаваться печальной участи, парень снарядил верблюдицу, отправился в странствие, надеясь найти бессмертие. В путешествии он встречал людей, которые рыли для него могилы. Юноша понял – смерть неминуема.

Тогда он в печали принес в жертву верблюдицу, создал из ствола старого дерева кобыз, а кожей животного обтянул его корпус. Он играл на инструменте, и все живые существа прибегали послушать красивую музыку. Пока она звучала, Смерть была бессильна. Но однажды Коркут заснул, и его ужалила змея, в которую перевоплотилась Смерть. Покинув мир живых, юноша стал носителем бессмертия и вечной жизни, покровителем всех шаманов, владыкой Нижних вод.

Легенда о Коркыте и кобызе

Использование кобыза

В разных странах мира есть похожий на казахский инструмент. В Монголии это морин-хуур, в индии – таус, в Пакистане – саранги. Русский аналог – скрипка, виолончель. В Казахстане традиции игры на кобызе связаны не только с этническими ритуалами. Его использовали кочевники и жырау – советники ханов, воспевавшие их подвиги. Сегодня он входит в состав ансамблей и оркестров народных инструментов, звучит сольно, воспроизводя традиционные национальные кюи. Казахские музыканты используют кобыз в рок-композициях, в поп-музыке и в народном эпосе.

Игра на кыл-кобызе

Известные исполнители

Самые известные кобызисты:

  • Коркыт – композитор конца IX-начала X веков;
  • Жаппас Каламбаев – виртуоз и автор музыкальных сочинений;
  • Фатима Балгаева – солистка Казахского академического оркестра народных инструментов, автор оригинальной техники игры на кобызе.

В Казахстане популярна Ляйли Тажибаева – известная кобызистка, фронт-вумен группы Layla-Qobyz. Коллектив исполняет оригинальные рок-баллады, в которых особый колорит придает звучание кобыза.

Ссылка на основную публикацию