Кокле (коклес)

Кокле (первоначальное название – коклес) – народный латышский музыкальный инструмент, принадлежащий классу струнных, щипковых. Аналогами являются русские гусли, эстонский каннель, финский кантеле.

Устройство

Устройство коклеса аналогично родственным ему инструментам:

  • Корпус. Материал изготовления – древесина определенной породы. Концертные экземпляры делают из клена, любительские модели – из березы, липы. Корпус может быть цельным или собранным из отдельных частей. Его длина – ориентировочно 70 см. Корпус оснащен декой, внутри полый.
  • Струны. Крепятся к узкому металлическому стержню, на котором расположены колки. Старинные кокле обладали пятью струнами, сделанными из жил животных, растительных волокон, нижняя из них являлась бурдонной. Современные модели оснащены двадцатью металлическими струнами – это значительно расширило игровые возможности инструмента, позволило звучать более выразительно.

Концертные модели, помимо перечисленных деталей, могут иметь педали, позволяющие менять тембр во время игры.

Музыкальный инструмент кокле

История

Первые упоминания о кокле относятся к XV веку. Вероятно, появился народный латышский инструмент гораздо раньше: когда появились письменные свидетельства его существования, он уже был в каждой крестьянской латышской семье, играли на нем преимущественно мужчины.

В конце XIX века коклес практически вышел из употребления. Традиции игры были восстановлены группой энтузиастов: в 30-е годы вышли пластинки с записью игры на коклесе, в 70-80-е инструмент вошел в состав народных ансамблей.

Игра на кокле

Виды

Разновидности кокле:

  • Латгальский – оснащен крылом, выполняющим сразу 2 функции: служит подставкой для руки, усиливает звучание.
  • Курземский – крыло отсутствует, корпус обильно украшен узорами.
  • Цитровидный – модель, сделанная на западный манер, обладающая массивным корпусом, увеличенным набором струн.
  • Концертный – обладающий расширенным диапазоном, оснащенный дополнительным деталями. помогающими изменять тон.

Техника игры

Музыкант кладет конструкцию на стол, иногда помещает на колени, подвешивая корпус на шею. Исполняет мелодию сидя: пальцы правой руки защипывают, перебирают струны, пальцы другой руки – заглушают лишние звуки.

Ссылка на основную публикацию