Бузуки

Бузуки – музыкальный инструмент, встречающийся в ряде европейских и азиатских стран. Его аналоги существовали в культуре древних персов, византийцев, впоследствии распространившись по миру.

Что такое бузуки

Бузуки принадлежит категории струнных щипковых музыкальных инструментов. Схожи с ним по строению, звучанию, конструкции — лютня, мандолина.

Второе название инструмента – баглама. Под ним он встречается на Кипре, в Греции, Ирландии, Израиле, Турции. Отличие багламы от классической модели – наличие трех двойных струн вместо традиционных четырех.

Внешне базуки представляет собой полукруглый деревянный корпус с длинной шейкой с протянутыми вдоль нее струнами.

Музыкальный инструмент бузуки

Устройство инструмента

Устройство схоже с другими струнными инструментами:

  • Деревянный корпус, плоский с одной стороны, слегка выпуклый с другой. Посередине располагается резонаторное отверстие. Для корпуса берут строго определенные породы дерева – ель, можжевельник, красное дерево, клен.
  • Шейка с расположенными на ней ладками.
  • Струны (старинные инструменты имели две пары струн, сегодня распространены вариант с тремя-четырьмя парами).
  • Головка грифа, оснащенная колками.

Средняя, стандартная длина моделей – около 1 метра.

Звучание бузуки

Тональный спектр составляет 3,5 октавы. Издаваемые звуки – звенящие, высокие. Музыканты могут воздействовать на струны пальцами рук или плектром. Во втором случае звучание будет более четким.

В равной степени подходит для сольных выступлений и для аккомпанемента. Его «голос» отлично сочетается с флейтой, волынкой, скрипкой. Громкие звуки, издаваемые бузуки, нужно сочетать с такими же громкозвучащими инструментами, чтобы не перекрывать их.

Игра на бузуки

История

Доподлинно невозможно установить происхождение бузуки. Распространенная версия – конструкция соединила черты турецкого саза и древнегреческой лиры. Древние модели имели корпус, выдолбленный из куска шелковицы, струнами служили жилы животных.

На сегодняшний день внимания заслуживают две разновидности инструмента: ирландский и греческий варианты.

Греция долгое время держала бузуки в изоляции. Играли на нем только в кабаках, тавернах. Считалось, что эта музыка воров и прочих криминальных элементов.

Во второй половине XX века греческий композитор М. Теодоракис решил представить миру богатство народных инструментов. В их составе был и базуки, которому жильные струны заменили металлическими, несколько облагородили корпус, соединили гриф с резонатором. Позже к трем парам струн была добавлена четвертая, существенно расширившая музыкальный диапазон.

Ирландский бузуки был завезен из Греции, слегка модернизирован – необходимо было избавить его от «восточного» звучания. Округлая форма корпуса стала плоской – для удобства исполнителя. Звуки теперь стали не слишком звонкими, зато четкими – что и нужно для исполнения традиционной ирландской музыки. Вариант, распространенный в Ирландии, больше напоминает внешним видом гитару.

Используют бузуки, играя этнические, фольклорные произведения. Востребован он у эстрадных исполнителей, встречается в ансамблях.

Сегодня, помимо традиционных моделей, существуют электронные варианты. Остались мастера, работающие под заказ, есть предприятия, занимающиеся промышленным выпуском.

Греческий вариант бузуки

Техника игры

Профессионалы предпочитают перебирать струны плектром – от этого повышается чистота извлекаемого звука. Перед каждым исполнением требуется настройка.

Греческий вариант предполагает, что исполнитель сидит – стоя будет мешать выпуклый с обратной стороны корпус. В стоячем положении игра возможна ирландскими, плоскими моделями.

Сидящий музыкант не должен плотно прижимать корпус к себе – это повлияет на высоту звука, сделает его глуше.

Стоящий исполнитель для большего удобства использует наплечный ремень, фиксирующий положение инструмента в определенном месте: резонатор должен находиться на поясе, головка грифа – в районе груди, правая рука достигает струн, образуя в согнутом положении угол 90°.

Один из наиболее популярных приемов игры – тремоло, заключающееся в многократном повторении одной и той же ноты.

Ссылка на основную публикацию