Думбыра

В башкирской культурной традиции фольклор занимает особое место. Несколько тысячелетий назад башкирские сказители сэсэны бродили по землям, рассказывая о родном крае, а на родине – о своих путешествиях, обычаях других людей. При этом они аккомпанировали себе при помощи струнного щипкового музыкального инструмента думбыры.

Строение

Самые древние экземпляры изготавливались из долбленого дерева. Дека каплевидной формы с резонаторным отверстием в верней части заканчивается узким грифом с 19 ладами. Длина национального башкирского инструмента – 80 сантиметров.

На головку грифа крепятся три струны, снизу на корпусе они фиксируются кнопками. У современного устройства струны металлические или нейлоновые, в старину их изготавливали из конского волоса.

Музыкальный инструмент думбыра

Строй думбыры – квинто-квартовый. Нижняя струна издает бурдонный звук, мелодическими являются только две верхние. Во время игры музыкант сидит или стоит, удерживая корпус наклонно грифом вверх, одновременно ударяет по всем струнам. Техника игры напоминает балалаечную.

История

Думбыру нельзя назвать уникальным или оригинальным представителем семейства струнных щипковых. Подобные есть у многих тюркских народов, но названия они имеют разные: у казахов – домбра, у киргизов – комуз, узбеки называли свой инструмент «дутар». Между собой они отличаются длиной грифа и количеством струн.

Башкирская думбыра существовала около 4000 лет назад. Она была инструментом путников, сказителей, под ее звучание исполнялись песни и кубаиры – поэтические речитативные сказы. Сэсэны традиционно воспевали национальный дух, свободу народа, за что в конце XIX века активно преследовались царскими властями. Сказители постепенно исчезали, а вместе с ними замолчала и думбыра.

Инструмент свободолюбивых сэсэнов сменила мандолина. Только в конце прошлого столетия началась его реконструкция, которая основывалась на сохранившихся описаниях, свидетельствах, рисунках. Музыканту и этнографу Г. Кубагушеву удалось не только восстановить конструкцию национальной думбыры, но придумать свой вариант по типу казахской домры-альт. Для нее было написано более 500 произведений башкирским автором Н. Тлендиевым.

В настоящее время интерес к думбыре снова появляется. Ей интересуется молодежь, поэтому вполне возможно, что совсем скоро национальный музыкальный инструмент снова будет звучать, воспевая свободу своего народа.

Ссылка на основную публикацию