Контрабас – это музыкальный инструмент, относится к семейству струнных, смычковых, отличается низким звучанием и большими размерами. Обладает богатыми музыкальными возможностями: подходит для сольных выступлений, занимает важное место в симфоническом оркестре.
Содержание
Устройство контрабаса
Размеры контрабаса достигают 2 метров в высоту, состоит инструмент из следующих частей:
- Корпус. Деревянный, состоящий из 2-х дек, скрепленных по бокам обечайкой, длиной в среднем 110-120 сантиметров. Стандартная форма корпуса – 2 овала (верхний, нижний), между ними более узкое пространство, называемое талией, на поверхности – два резонаторных отверстия в виде завитков. Возможны другие варианты: корпус в форме груши, гитары и прочее.
- Шейка. Крепится к корпусу, вдоль нее протянуты струны.
- Струнодержатель. Располагается в нижней части корпуса.
- Подставка для струн. Находится между струнодержателем и шейкой, примерно посередине корпуса.
- Струны. Оркестровые модели оснащены 4-мя толстыми струнами, изготовленными из металла или синтетических материалов с обязательной медной обмоткой. Редко встречаются модели, имеющие 3 или 5 струн.
- Гриф. Конец грифа венчает головка с колками для настройки.
- Шпиль. Предусмотрен для крупноразмерных моделей: позволяет регулировать высоту, подстраивать конструкцию под рост музыканта.
- Смычок. Обязательное дополнение к контрабасу. Ввиду тяжелых, толстых струн играть на нем пальцами возможно, но тяжело. Современные контрабасисты могут выбирать из 2 вариантов смычков: французской, немецкой. Первый обладает большей длиной, превосходит оппонента по маневренности, легкости. Второй тяжелее, короче, но управлять им проще.
Обязательным атрибутом является чехол или кейс: транспортировать модель, которая может весить до 10 кг, проблематично, чехол помогает предотвратить повреждение корпуса.
Как звучит контрабас
Диапазон контрабаса составляет примерно 4 октавы. На практике значение гораздо меньше: высокие звуки доступны лишь виртуозным исполнителям.
Инструмент издает низкие, но приятные для слуха звуки, обладающие красивым, специфически окрашенным тембром. Густые, бархатные контрабасовые тона отлично сочетаются с фаготом, тубой, другими группами оркестровых инструментов.
Строй контрабаса может быть следующим:
- оркестровым – струны настраивают по квартам;
- сольным – настройка струн идет на тон выше.
Виды контрабасов
Разновидности инструмента различаются размерами. Габаритные модели звучат громче, миниатюрные – слабее, в остальном характеристики моделей сходные. До 90-х годов прошлого века контрабасы уменьшенных размеров практически не изготавливались. Сегодня можно купить образцы размерами от 1/16 до 3/4 .
Небольшие модели предназначены для студентов, учеников музыкальных школ, для музыкантов, играющих вне оркестра. Выбор модели зависит от роста, габаритов человека: на внушительной конструкции полноценно музицировать сможет лишь крупный по комплекции музыкант.
Выглядят уменьшенные инструменты идентично полноценным оркестровым братьям, различаясь лишь окраской тембра и звучанием.
История контрабаса
Предшественницей контрабаса история называет контрабасовую виолу, распространившуюся по Европе в Эпоху Возрождения. Этот пятиструнный инструмент взял за основу мастер итальянского происхождения Микеле Тодини: убрал нижнюю струну (самую низкую) и лады на грифе, оставив корпус неизменным. Новинка зазвучала по-другому, получив самостоятельное название – контрабас. Официальным годом создания считается 1566 – им датируется первое письменное упоминание инструмента.
Развитие, совершенствование инструмента не обошлось без скрипичных мастеров Амати, экспериментировавших с формой корпуса, размерами конструкции. В Германии существовали совсем маленькие, «пивные басы» – играли на них на сельских праздниках, в барах.
XVIII век: контрабас в оркестре становится неизменным участником. Еще одно событие данного периода – появление музыкантов, играющих на контрабасе сольные партии (Драгонетти, Боттезини).
В XIX веке предпринята попытка создать модель, воспроизводящую максимально низкие звуки. Четырехметровый октобас сконструировал француз Ж-Б. Вийом. Из-за внушительного веса, непомерных габаритов широкого распространения новшество не получило.
В начале ХХ века репертуар, возможности инструмента расширились. Его начали применять исполнители джаза, рок-н-ролла, других современных направлений музыки. Стоит отметить возникновение в 20-х годах прошлого века электрокантрабасов: более легких, управляемых, удобных.
Техника игры
Относясь к струнным видам инструментов, контрабас предполагает 2 возможных способа извлечения звуков:
- смычком;
- пальцами рук.
Во время игры сольный исполнитель стоит, участник оркестра сидит рядом на табурете. Приемы, доступные музыканты, идентичны тем, что применяют скрипачи. Особенности конструкции, серьезный вес смычка и непосредственно инструмента затрудняют исполнение пассажей, гамм. Чаще всего используется прием, который называется пиццикато.
Доступные музыкальные штрихи:
- деташе – извлечение нескольких последовательных нот движением смычка, методом смены его направления;
- стаккато – отрывистое движение смычком вверх-вниз;
- тремоло – многократное повторение одного звука;
- легато – плавный переход от звука к звуку.
Использование
Прежде всего, данный инструмент является оркестровым. Его роль – усиливать басовые партии, создаваемые виолончелями, создать ритмическую основу для игры прочих струнных «коллег».
Сегодня в составе оркестра может быть до 8 контрабасов (для сравнения, раньше довольствовались одним).
Происхождение новых музыкальных жанров позволило задействовать инструмент в джазе, кантри, блюзе, блюграссе, роке. Сегодня он вполне может называться незаменимым: его активно использует эстрадные исполнители, музыканты нестандартных, редких жанров, большинство оркестров (от военных до камерных).